«Правый» идеологический запрос в российском электорате

Категория: Самое интересное
Опубликовано: 28.06.2016 21:24
Автор: Сергей Белановский
Просмотров: 526

В контексте высказываний респондентов данный запрос можно определить как запрос на развитие рыночных отношений. Как и комплекс «левых» идей, «правый» запрос также является запросом-средством для достижения главной цели – роста благосостояния людей.

 

 «Правый» политический запрос идейно менее выражен, чем «левый». В явном виде он звучал редко. Тем не менее, в массиве протоколов имеются высказывания на тему о том, что рынок в России хотя и медленно, но развивается и дает людям возможность повышать свое благосостояние. Такое развитие респонденты, безусловно, считают движением в правильном направлении. Подробные мнения высказывали некоторые предприниматели, а также молодежь, работающая в рыночном секторе экономики.
 Хотя прямые высказывания на тему развития рынка в фокус-группах звучали редко, в массиве протоколов имеется значительное число суждений, в которых одобрение развития рыночных отношений высказывается косвенно. Такие высказывания свойственны в основном представителям молодежи, как с высшим, так и без высшего образования, работающим в Москве и в экономически развитых городах России. Смысл этих высказываний состоит в том, что найти работу и зарабатывать сейчас можно, и что в этом смысле положение дел в стране улучшается. Причем по контексту можно определить, что такие мнения высказывают в основном респонденты, занятые именно рыночном секторе экономики.
Характеризуя «правый» политический запрос, следует отметить следующие параметры.
 
1. Судя по контексту высказываний, «правый» политический запрос относится к развитию малого и среднего бизнеса, и не относится к сырьевым «олигархам». В отношении последних во всем массиве протоколов звучат только «левые» требования. Крупная обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство, как будет показано ниже, находятся в зоне неопределенности. Банковский и финансовый сектор в настоящий момент находится вне поля электорального сознания.
 
2. «Правый» запрос, в отличие от «левого», нельзя назвать политическим требованием. Это скорее позитивная констатация людей, трудоустроенных в рыночном секторе экономики, и в целом удовлетворенных своим положением. Количественные параметры этого сегмента требуют уточнения, но среди молодежи в крупных городах его численность может быть значительной. К этому сегменту могут примыкать также родственники и близкие трудоустроенных молодых людей. Дальнейшее развитие в направлении развития рыночной экономики такие люди встретят с одобрением. Однако вопрос о средствах, необходимых для движения по этому пути, в сознании этого сегмента не проработан.
 
3. В поле российского экспертного сознания существует резкое противопоставление «левого» и «правого» идейных проектов. Однако в электоральном поле этого противостояния нет. Скорее можно говорить о существовании широко распространенной непротиворечивой картины, сочетающей в себе идею развития малого и среднего предпринимательства с идеей перераспределения доходов олигархов.
 
4. Идеи, высказываемые лидерами «правых» партий и другими «правыми» политиками никак не корреспондируют с мировоззрением описанного выше «правого» сегмента электората, а сами эти деятели вызывают к себе негативное отношение.
 
 
Полный текст здесь