Интервью с начальником Главного управления главного механика и главного энергетика министерства

Категория: Интервью
Опубликовано: 25.06.2016 21:58
Автор: Сергей Белановский
Просмотров: 408
Вопрос: Что, по Вашему мнению, будет с народным хозяйством, в связи с предстоящей новой реорганизацией министерств?
При старой структуре наше управление функционировало, но деятельность осуществлялась в меньшем масштабе, так как существовали всесоюзные производственные объединения (ВПО), каждое из которых имело свое подразделение нашего профиля. Каждое ВПО имело свой небольшой механический отдел - 4 или 5 человек. В центральном аппарате министерства было также управление главного механика и главного энергетика, численность которого составляла 16 человек. При предыдущей реорганизации министерств, были упразднены ВПО для перехода от трехступенчатой к двухступенчатой системе управления. Прошедшие 1,5 года уже показали, к чему привела упомянутая реорганизация. На управление механической службы, на наш взгляд, она оказала положительное воздействие, так как это управление приблизилось к производству. В нашем управлении есть структуры, которые непосредственно занимаются проблемами предприятий. Путь от предприятия к аппарату министерства сократился. Раньше эти предприятия обращались со своими проблемами сначала в ВПО, а если оно не могло решить какой-либо вопрос, то приходилось обращаться к нам в министерство, на что уходило много времени. Теперь предприятия по механическим делам сразу обращаются в наш отдел.
Насколько нужен наш отдел - лучше всего могут ответить на этот вопрос сами предприятия. Но на наш взгляд, эксплуатация крупнотоннажных производств - для предприятий довольно новое дело. Им пришлось столкнуться с рядом трудностей в освоении этих производств. Без всесторонней увязки такие производства трудно эксплуатировать. К примеру, у меня в рабочей тетради имеются данные о движении запасных частей для этих производств. Сегодня раздается звонок главного механика из Л., который спрашивает, где, на каком предприятии есть ротор для компрессора высокого давления, так как у них компрессор барахлит и вот-вот встанет, а запасного ротора они не имеют. Я смотрю в свою тетрадь и называю предприятие, где он может попросить подобный компрессор. К тому же он просит меня оказать помощь в получении данного оборудования, в чем я также обещаю оказать содействие.
Много вопросов возникает по энергетической части. Сами предприятия энергетику не ведут. Нам не приходится увязывать экономию энергоресурсов по всем предприятиям, входящим в нише министерство. Кто этим будет заниматься, если при новой реорганизации произойдет сокращение министерства? Я не знаю, но кто-то этим вопросом заниматься должен.
Вопрос: Меня интересует, чем занимается Ваше управление? Каковы его функции?
Задача нашего управления состоит в том, чтобы свести и сбалансировать остановочные ремонты всех наших производств, равномерно распределяя эти ремонты по году и по регионам, чтобы продукция бесперебойно в течение года поставлялась народному хозяйству. Например, когда при первой реорганизации начали упразднять ВПО, в этот период у нас графика остановочных ремонтов не было. В результате в один из летних месяцев, как нарочно, останавливались одновременно такие производства, которые вместе останавливать нельзя. И сразу началось: по стране то там, то тут стала ощущаться нехватка нашей продукции. Это, в свою очередь, еще раз подтвердило необходимость планирования остановочных ремонтов. Такая необходимость вызвана еще и тем, что ремонтников не хватает и нам приходится их перебрасывать из одного региона в другой. Например, сейчас в городе Н. идут крупные ремонты, и нам приходится им добавлять рабочих-ремонтников. В сентябре, когда они закончат ремонт их перебросят в другой город.
Вопрос: В каком учреждении числятся эти рабочие?
Они работают на всех наших крупных предприятиях. Мы расцениваем остановочный ремонт крупных предприятий как посевную и усиливаем их большой ремонт дополнительными трудовыми ресурсами. Люди оформляются на 10, на 20 дней как в командировку.
Вопрос: Может быть, имело бы смысл создать специальную ремонтную службу?
Это и есть специальная служба. У нас есть специализированные ремонтные службы по энергетическому оборудованию, по механическому оборудованию, но этих служб на большой остановочный ремонт не хватает.
Вопрос: Вашему управлению подчиняются какие-нибудь институты, предприятия, организации?
Прямого подчинения организаций нашему управлению нет. Но вот, например, в одном из городов есть институт, который работает на нас. И если, допустим, уникальное оборудование свой положенный срок отработало, но по физическому состоянию оно вполне еще нормально, тогда ми привлекаем этот институт к обследованию подобного оборудования. После обследования институт делает свое заключение, например, такое, что еще в течение 5 лет данное оборудование еще можно эксплуатировать.
 Вопрос: Какие-нибудь ремонтные организации подчиняются вашему управлению?
Есть ремонтные организации, которые нам подчиняются напрямую. Это три ремонтно-строительных треста. Но по техническим вопросам с нами в основном советуются всегда все ремонтные подразделения предприятий, относящихся к нашему министерству. Вся координация работ с Госгортехнадзором тоже идет через наше управление. Все вопросы, связанные с Госгортехнадзором централизованно выходят на нас, и мы совместно с ним их решаем.
Вопрос: Что значит сбалансировать план остановочных ремонтов по отрасли?
Например, сейчас еще не завершился 1989 год, но мы уже с предприятиями составляем планы остановочных ремонтов на следующий год. Это значит, что мы делаем запрос на предприятие, и оно нам представляет свои соображения по поводу остановки на ремонт тех или иных установок на остановочный капитальный ремонт в 1990 г. Наше управление собирает такие данные по всем отраслям нашего министерства. Собрав эти данные, мы составляем сводную ведомость остановочных капитальных ремонтов и по ней смотрим, в каком месте (в какие месяцы) получается перегрузка. Обычно это бывает апрель, май, июнь, июль, август. По этим пяти месяцам мы определяем, какие виды установок идут в ремонт. Если получается, что много установок на какой-то месяц погадает в ремонт на нескольких однопрофильных предприятиях, го мы делаем разноску и ставим в известность предприятия, что запланированный им остановочный ремонт оборудования, например на июль, нам удобно перенести на август. Эту информацию предприятие согласует со своими проблемами. Если для него этот перенос возможен, то предприятие соглашается, но случается так, что и не соглашается с нашим решением и выдвигает свое предложение, например, перенести этот ремонт на сентябрь. После утряски таким образом сводной ведомости остановочных ремонтов мы передаем ее в наше планово-экономическое управление. Согласовываем с ним эту ведомость и после этого у первого заместителя министра утверждаем по этой ведомости график остановочных ремонтов и берем его на контроль.
Вопрос: А что означает сбалансировать план этих ремонтов?
Под этим словом я подразумевал: разнести ремонты по срокам, чтобы не было перегрузки на какой-нибудь месяц.
Вопрос: Что означает проблема с запчастями? Она стоит независимо от ремонтов?
В основном у нас запчасти используются для ремонта оборудования, который идет в течение года и не связан с долгими остановками. Мы имеем резервное оборудование по некоторым вицам, чтобы по графикам главного механика предприятия ремонтировать те, которые находятся в работе. Например, у завода находятся в работе четыре насоса, а пятый есть в резерве. Когда подходит ремонт одного из четырех работающих насосов, его останавливают и запускают пятый резервный насос. Вот под такого рода ремонты главному механику предприятия нужны запасные части. Запасные части в основном идут по фондам с предприятий-изготовителей этого вида оборудования, а эти фонды распределяет по министерству наше управление. Напряженность с запчастями сейчас очень большая. Особенно она усугубилась после выхода закона о предприятиях. Многие руководители предприятий своеобразно восприняли этот закон. Они сочли, что приобрели свободу в любых действиях и стали сокращать производство запчастей, которое невыгодно для предприятия с их точки зрения, совершенно не думая о своей роли в системе всего народного хозяйства страны.
Главная напряженность возникла с запчастями для компрессорного и насосного оборудования, совершенно нет сейчас в стране вентиляторов, нет калориферов. В условиях зимы без вентиляторов и калориферов предприятиям не обойтись. В прошлые годы большая часть такого оборудования производилась в местах заключения (лагерях), но сегодня в них производство свернуто и этого вида оборудования мы недополучаем в больших количествах.
Вопрос: Как приходится выходить из такого положения, если это возможно?
Сейчас наше убавление, хотя это ему не свойственно, пытается само наладить производство вентиляторов. Подыскиваем сейчас площадь, оборудование, обучаем людей для подобного производства. Другого выхода мы не видим.
Вопрос: Что, на Ваш взгляд, будет дальше с проблемой запчастей?
Сегодня был разговор у заместителя министра, также планируется совещание с привлечением предприятия специализированного машиностроения, на котором будет рассматриваться дальнейшая судьба наших предприятий в сфере технического перевооружения: обеспечения оборудованием вообще и новым оборудованием, в частности. Трудно предугадать, какие выводы будут сделаны в результате этого совещания, но сейчас, по-нашему мнению, необходимо создание специализированных предприятий, которые выпускали бы отдельные вицы оборудования, такие как насосное, компрессорное, холодильное. При этом надо заранее обговорить направление их развития, чтобы мы могли быть уверены, что определенное количество подобного оборудования мы будем получать в течение года. В этом году мы на ремонт наших предприятий совершенно не получили арматуры: задвижки, вентили. На 1990 год уже все лимиты розданы, но я основном закрыты потребности только капитального строительства, а на ремонт ничего не осталось. Насосов и арматуры мы опять не получили. На совещание мы этот вопрос будем ставить очень серьезно, так как тенденция в Госплане и Госснабе такова, что в первую очередь обеспечивается новое строительство, затем часть из того, что остается, дается на техническое перевооружение, а после этого уже, как правило, ничего не остается. И на эксплуатацию уже ничего не попадает. Но такая политика в корне неправильна. Это грозит остановками производства и авариями. Поэтому необходимо, наверное, менять эту тенденцию и обеспечить стабильной эксплуатацией то, что у нас еще работает. Новое же строительство осуществлять по мере того, как страна будет способна его обеспечить.
 Вопрос: Что еще у вас находится в таком плачевном состоянии?
 На наших предприятиях старение оборудования достигло 62%. Эта цифра означает, что если мы возьмем за 100% все существующие по нашим предприятиям основные фонды, то 62% этих основных фондов себя уже износили. Исчерпан срок амортизации.
 Вопрос: Это не с точки зрения экономиста, а с точки зрения инженера Вы не могли бы прокомментировать?
Для наглядности я приведу такой пример. У меня есть автомобиль, я на нем отъездил 20 лет, а запчастей для его ремонта нет. Можете себе представить, во что он превратится. На нем уже опасно выезжать, так как у него все износилось, а заменить изношенные детали нечем. Та же ситуация и с оборудованием наших предприятий. Здесь аналогия прямая.
Вопрос: В связи с этим риск аварийности возрос?
Безусловно.
Вопрос: Я правильно понял, что реконструкцией, установкой нового оборудования Ваше управление не запишется, а занимается эксплуатацией только того, что уже работает?
Да.
Вопрос: Какие отношения у Вашего управления с Госгортехнадзором?
Эта организация, которая в основном занимается надзором за безопасной эксплуатацией оборудования, работающего под давлением, с высокой температурой и пр. Она следит за выполнением всех технических норм при эксплуатации этого оборудования, выпускает новые предписания и правила. Она имеет очень разветвленную сеть по всем регионам. Наши предприятия, предъявляя ей вновь смонтированное оборудование, получает порой обоснованные, порой и необоснованные замечания, которые могут тормозить ввод нового оборудования или эксплуатацию старого. Подобные проблемы нашему управлению приходится утрясать с этой организацией. Например, в одном из городов в 1987 году Госгортехнадзор запретил эксплуатацию определенного вида оборудования. Мы вынуждены были увязывать все вопросы по продлению срока эксплуатации этого оборудования с Минчерметом, а затем обращаться в Госгортехнадзор с тем, чтобы они дали разрешение на эксплуатацию оборудования, сняв запрет. На увязку этого вопроса у нас ушло два с лишним месяца. Пока мы согласовывали с Минчерметом применение оборудования, которое они выпускают, у Госгортехнадзора появилось еще несколько вопросов к нам. Нужно было потом юс решать. Это одно из направлений нашей работы.
Вопрос: Сейчас в официальной печати ставится вопрос так, что если предприятие нуждается в запчастях, то оно само должно их купить. На практике этот принцип в данный момент работает?
Если бы так было, то не возникло бы нужды, ни в какой посреднической организации. Например, при хорошем здоровом рынке, на котором можно купить все, такой вариант был бы возможен. Но при той ситуации, которая сейчас сложилась в нашем народном хозяйстве, когда предприятие обращается к предприятию-изготовителю за запчастями, а оно или совсем отказывается их производить, или просит за это баснословную цену, или компенсацию дефицитными товарами, то предприятие-потребитель вынуждено обращаться к нам за помощью, прося защитить их от этого грабежа.
Вопрос: Каким образом вы это делаете, ведь вас тоже могут не послушать?
Зачастую нас и не слушают. Главным образом такие вопросы мы решаем через министерство, которому подчиняется завод-изготовитель. Хотя эта мера не всегда дает положительный результат, но основное количество подобных проблем мы все-таки таким образом снимаем. Таким образом, приходится через смежное министерство уговаривать предприятия-изготовители пойти на изготовление нужных запчастей. Других способов решения данного вопроса сейчас нет.
Вопрос: Когда случаются большие аварии, каким образом вы узнаете, на каком предприятии имеется нужный вам компрессор, и как реагирует данное предприятие на тот факт, что это оборудование вы у него забираете?
У какого предприятия, что имеется мы знаем, хотя бы потому, что все распределение оборудования идет через наше управление и подчиненные нам комплектующие организации. Другими словами, у нас учитывается то, что мы кому даем, и в каком состоянии данное оборудование находится (вовлечено ли оно в дело или пока лежит на складе).
Что касается отношения предприятия, у которого забирается оборудование, то не все охотно его отдают. Это естественно. Предприятие здесь понять можно, так как оно заплатило за это оборудование деньги и по сути оно принадлежит данному предприятию. Но руководители этого предприятия также понимают и то, что запрошенное оборудование надо отдать, так как если такое же бедствие произойдет и на их предприятии, то им тоже придется просить помощи у министерства. Например, в апреле этого года на одном заводе случилась большая неприятность - сгорел уникальный реактор, что привело к остановке производства. Пришлось на другом заводе в городе Д, брать внутреннее устройство для этого реактора. Но такое устройство ми уже заказали в. городе Л, и уже в этом же году заводу из Д. будет возвращено взятое устройство.
Вопрос: Какие у Вас отношения с руководителями предприятий?
Замечательные. Если пронести среди них опрос, то самое большое недовольство они выскажут по поводу того, что наше управление больше не занимается вопросами арматуры. Они привыкли от нас получать спецарматуру. Как теперь им ее доставать? Никто не знает.
Вопрос: Если ваше министерство упразднят или очень сильно сократят, то как, по вашему мнению, это отразится на производстве?
Коли рассматривать этот вопрос относительно нашего управления, то я не могу себе представить, как производство будет функционировать. Ежедневно из 230 предприятий, которые связаны с нами, минимум у пяти возникают такие вопросы, которые нужно решать срочно. Например, сегодня к нам обратились из К. У них возникла проблема с уникальным компрессором, который начал пропускать год через торцевое уплотнение. В подобной ситуации машину надо останавливать на ремонт. При всех хороших отношениях между предприятиями они в подобных случаях друг к другу обращаются очень редко, так как запасные части получить очень трудно. Если же с подобной просьбой обратится вышестоящая организация (министерство), то она быстрее добьется желаемого результата, так как предприятие знает, что если у него случится беда, то помогать ему будет министерство. Другими словами, предприятие имеет в лице министерства какую-то гарантию.
Несколько дней тому назад по нашему управлению в трех точках создалось очень напряженное положение. В одном городе находится большая установка по производству продукции. Она встала, так как был нарушен технологический режим, что вызвало возгорание. Наше управление вынуждено было послать туда специалиста, который находился там 3 дня, пока не были устранены все неполадки. Одновременно возникли неприятности в городе С. От нас туда также отправился главный механик отдела, которому пришлось там находится неделю. В С. неприятности возникли из-за плохой работы теплоэлектроцентрали, которая допустила снижение напряжения, в результате чего вышел из строя компрессор. Аналогичная ситуация возникла и в третьем городе.
Вопрос: Социальные конфликты, которые сейчас возникают на предприятиях, как-то вас коснулись?
Крупные вопросы, которые могли бы выйти на нас, мы не ощущали. На мой взгляд, подобные конфликты возникают там, где люди неполноценно загружены работой. На предприятиях, где коллектив загружен, конфликтов нет.