СОДЕРЖАНИЕ САЙТА

Раздел 1. ГЛУБОКОЕ ИНТЕРВЬЮ И ФОКУС-ГРУППЫ (издание четвертое 2018 года, переработанное)

Раздел 2. ФОКУСИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ Р.МЕРТОН, М.ФИСКЕ, Р.КЕНДАЛЛ

Раздел 3. ПУБЛИКАЦИИ РАЗНЫХ ЛЕТ

Раздел 4. ИССЛЕДОВАНИЯ АРМИИ

Раздел 5. ИНТЕРВЬЮ С АКАДЕМИКОМ Ю.В.ЯРЕМЕНКО

Раздел 6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИНТЕРВЬЮ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

 

Раздел 1. ГЛУБОКОЕ ИНТЕРВЬЮ И ФОКУС-ГРУППЫ (издание четвертое 2018 года, переработанное)

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

ЧАСТЬ 1. КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ТРАДИЦИИ В ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Показать Глава 1.1. Сущность качественного подхода
1.1.1. Качественные и количественные методы исследования
1.1.2. Взаимное дополнение и теоретический конфликт методов
1.1.3. Исследовательские функции качественных методов
1.1.4. О функциях количественных методов
1.1.5. Границы применимости количественных методов
1.1.6. Перекрестная валидизация методов

Глава 1.2. Количественные аспекты качественных методов
1.2.1. Объем выборки при качественных опросах
1.2.2. Репрезентативность качественных опросов
1.2.3. Сегментация респондентов
1.2.4. Воспроизводимость результатов качественных исследований
1.2.5. Ценность единичных высказываний
1.2.6. Качественный подход и общественные задачи социологии

ЧАСТЬ 2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ГЛУБОКОЕ ИНТЕРВЬЮ
Показать Глава 2.1. Уточнение значения терминов
2.1.1. Неформализованные и формализованные интервью
2.1.2. Характеристики неформализованных интервью
2.1.3. Глубокое и глубинное интервью
2.1.4. Фокусированное интервью

Глава 2.2. Методика глубокого интервьюирования
2.2.1. Профессиональная подготовка интервьюеров
2.2.2. Выбор респондентов
2.2.3. Вопросник интервью
2.2.4. Подготовка к интервью
2.2.5. Время, место и способ записи

Глава 2.3. Начало интервью
2.3.1. Установление контакта («разбивание льда»)

Глава 2.4. Основная часть интервью
2.4.1. Раскрытие темы (probing)
2.4.2. Переходы в темах
2.4.3. Контроль над темой
2.4.4. Поддержание мотивации
2.4.5. Искажения в интервью
2.4.6. Ошибки интервьюеров. Некоторые рекомендации

Глава 2.5. Завершение интервью

Глава 2.6. Фокусировка на экспертном знании
2.6.1. О различных видах фокусировки интервью
2.6.2. Фокусировка на знаниях
2.6.3.Свойства представлений в зоне некомпетентности

Глава 2.7. Глубокое интервью при разработке социологических анкет

Глава 2.8. Постановочный этап прикладного качественного исследования

ЧАСТЬ 3. МЕТОД ФОКУС-ГРУПП
Показать Глава 3.1. Что такое фокус-группа?
3.1.1. Групповое глубокое интервью
3.1.2. Сравнение с индивидуальным интервью
3.1.3. История метода
3.1.4. Сферы применения фокус-групп
3.1.5. Проективные методы в фокус-группах
3.1.6. Распространенные ошибки в понимании метода фокус-групп

Глава 3.2. Респонденты
3.2.1.Число респондентов
3.2.2. Состав респондентов
3.2.3. Критерии рекрутинга
3.2.4. Социально-демографические критерии
3.2.5. Маркетинговые критерии
3.2.6. Выбор релевантных критериев
3.2.7. Роли покупателей
3.2.8. География мест проведения групп
3.2.9. Широкая или узкая совокупность респондентов
3.2.10. О возможности проведения сравнительных исследований с помощью фокус-групп
3.2.11. Ограничения на участие в фокус-группах
3.2.12. Число групп в исследовании
3.2.13. Число фокус-групп и количество целевых сегментов

Глава 3.3. Организация фокус-групп
3.3.1. Рекрутинг
3.3.2. Сдвиг выборки при рекрутинге
3.3.3. Встреча участников
3.3.4. Перед началом
3.3.5. Устройство помещения

Глава 3.4. Вопросник
3.4.1. Вербальные вопросы
3.4.2. Визуальные стимулы и потребительские тесты

Глава 3.5. Модератор
3.5.1. Функции модератора
3.5.2. Осведомленность о предмете обсуждения
3.5.3.Персональные стили модераторов
3.5.4. Конструктивные стили
3.5.5. Деструктивные стили
3.5.6. Степень включенности модератора
3.5.7. Демография модератора
3.5.8. Контроль над предвзятостью модератора

Глава 3.6. Работа группы
3.6.1. Начальный этап
3.6.2. Роли участников
3.6.3. Управление групповым процессом
3.6.4. Зондирование (probing) в групповом интервью
3.6.5. Стимулирование обсуждения
3.6.7. Сравнение однотипных предметов
3.6.8. Завершение группового интервью

ЧАСТЬ 4. АНАЛИЗ И ОТЧЕТ
Показать Глава 4.1. Исходные данные для отчета
Глава 4.2. Работа со стенограммой
Глава 4.3. Редактирование текста в соответствии с нормой языка
Глава 4.4. Работа со стенограммами
Глава 4.5. Виды отчетов и отношение к ним заказчиков
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

 

Раздел 2. ФОКУСИРОВАННОЕ ИНТЕРВЬЮ Р.МЕРТОН, М.ФИСКЕ, Р.КЕНДАЛЛ

Содержание

Глава I. Цели и критерии
Показать

1.1. Природа фокусированного интервью

Характеристики фокусированного интервью.
I.Интервьюируемые были включены в определенную ситуацию (принимали участие в эксперименте, просмотрели фильм, прослушали радиопрограмму и т.д.)
2. Исследователь предварительно проанализировал ситуацию и выработал гипотезы, касающиеся возможных реакций на нее.
3. Этот содержательный, или ситуационный анализ обеспечивает базу для создания вопросника, выделения основных областей исследования и обеспечения критериев релевантности информации, получаемой в ходе интервью.
4. Интервью фокусируется на субъективном опыте интервьюируемых для получения их собственного осмысления ситуации, в которую они были включены.

1.2. Использование фокусированного интервью

Первоначально разработанное в ходе исследования коммуникаций и анализа пропаганды, фокусированное интервью может быть использовано для анализа более широких областей человеческого опыта. Четыре основных направления использования:
1.Выявление эффективного стимула: имеет целью определение аспектов общей стимульной ситуации, оказавших воздействие на наблюдаемый результат.
2.Интерпретация расхождений между ожидаемыми и фактическими результатами: инструмент, помогающий сделать выбор из широкого круга постериорных интерпретаций подобных расхождений.
3. Интерпретация расхождений между превалирующими результатами и имеющими место в отдельных группах ("отклоняющимися случаями"): помогает интерпретировать разнообразие реакций. Распознавание психологических и социальных процессов, включенных в экспериментально порожденные воздействия: обеспечивает подход к процессам и механизмам, задействованным ситуацией.

1.3. Критерии эффективности фокусированного интервью

Большое количество дословно записанных интервью обеспечивает базу для выработки критериев, по которым можно судить о продуктивности или непродуктивности материалов интервью. Эффективные интервью удовлетворяют следующим критериям:
1. Полнота. Дает возможность респондентам наиболее полно освещать различные стороны стимульной ситуации и свои реакции на нее.
2. Специфичность. Обеспечивает точные сообщения об аспектах стимульной ситуации, которые вызвали определенные реакции интервьюируемых.
3. Глубина. Помогает интервьюируемым описать эмоциональный, когнитивный и ценностный смысл ситуации и степень своей включенности в нее.
4. Личностный контекст. Выявляет характерные черты и предшествующий опыт интервьюируемых, которые наполняют ситуацию конкретным смыслом. Эти критерии взаимосвязаны: хотя они представляют собой разные измерения одного и того же конкретного материала интервью, полезно рассматривать их раздельно.

1.3.1. Ненаправленность

Предпочтительнее, чтобы стимульную ситуацию структурировали не интервьюеры, а сами интервьюируемые. Они определяют наиболее значимые для себя аспекты этой ситуации и затем последовательно развивают свои ответы. Ненаправленные методы представляются наиболее эффективными для поддержания такой спонтанности.

1.3.2. Методы

Ненаправленность в интервью означает постоянное обращение к неструктурированным вопросам, но степень структурированности вопросов бывает различной:
1. Неструктурированный вопрос (свободный с точки зрения и стимула, и реакции).
Например: "Что произвело на вас наибольшее впечатление в фильме?" или "Что было для вас наиболее интересным на конференции?"
2. Полуструктурированный вопрос. Тип А: Структурированный по реакции, свободный по стимулу. Например: "Что вы узнали из этого памфлета такого, чего не знали раньше?" Тип В: Структурированный по стимулу, свободный по реакции. Например: "Каковы ваши ощущения по поводу той части, где рассказывается об увольнении Джо из армии как психоневротика?"
3. Структурированный вопрос (по стимулу и по реакции). Например, "Исходя из того, что вы увидели в фильме, как вы считаете, была ли немецкая военная техника лучше, на том же уровне или слабее американской техники?" или "Когда вы слушали речь Чемберлена, вы воспринимали ее как пропагандистскую или информационную?"
Будучи наиболее полезными в начальной стадии интервью, относительно неструктурированные вопросы могут использоваться на всем его протяжении.

1.4. Цели пособия

Считается, что многие повторяющиеся ситуации и проблемы фокусированного интервью могут быть эффективно разрешены с использованием методов, которым можно научиться. С этой точки зрения "искусство интервьюирования" включает следующие элементы:
1.Распознавание типичных ситуаций и проблем, с которыми сталкивается интервьюер.
2. Знание возможно эффективных и заранее разработанных методов для каждого типа ситуаций.
3. Умение применять эти методы.

1.5. План пособия

Насколько возможно, методы, полезные для получения значимой информации, обсуждаются в связи с главными критериями фокусированного интервью. Проблемы группового интервью разбираются в отдельной главе. Наконец, некоторые "дополнительные проблемы", которые могут возникнуть на любой стадии интервью, рассматриваются в заключительной главе.
Глава II. Ретроспекция
Показать

2.1. Обстоятельные сообщения

Обстоятельные сообщения важны с точки зрения выполнения целей фокусированного интервью: сообщения о реакциях важны для выполнения критериев глубины и личностного контекста, подробные сообщения о эффективных сторонах стимульной ситуации - для выполнения критериев полноты и специфичности. Цели интервью отличаются от целей анкеты.

2.2. Получение детальных ответов при помощи ретроспекции

Получение подробных сообщений помогает по возможности яркое воссоздание оригинальной ситуации. Это требует от интервьюируемого припоминания как самой стимульной ситуации, так и своих реакций на нее.

2.3. Ошибки при ретроспекции

Без ретроспекции могут быть получены сообщения, неадекватно описывающие опыт. Ответы могут быть не связаны со стимульной ситуацией, могут быть поверхностны и т.д.

2.4. Методы, помогающие ретроспекции

2.4.1. Программный анализатор

Механическое устройство, дающее возможность интервьюеру:
1.определить части стимульной ситуации, которые были значимы для субъектов, и
2. соотнести их положительные или отрицательные реакции с этими значимыми частями ситуации. Дает возможность интервьюеру помочь ретроспекции, частично воссоздавая и стимул, и реакцию.

2.4.2. Наглядное представление оригинальной ситуации

Воссоздание оригинальной стимульной ситуации представлением ее частей: показ кадров из фильма, проигрывание частей радиопрограммы, демонстрация печатного материала. Такое представление 1) помогает интервьюируемому более ясно вспомнить ссылку на ситуацию, 2) помогает интервьюеру подтвердить ссылку на ситуацию, 3) в групповом интервью помогает установить общую рамку соотнесения для всех интервьюируемых.

2.4.3. Вербальные подсказки

Независимо от того, используются или нет анализатор и графическое представление, наибольшая нагрузка ложится на вербальные указания к ретроспекции. Различные виды вербальных подсказок:
1. Вопросы, непосредственно касающиеся процесса ретроспекции.
Часто интервьюеру удается добиться ретроспекции, обращаясь и к стимульной ситуации, и к реакциям на нее без структуризации, предлагая интервьюируемому "мысленно вернуться" или "вспомнить".
2. Вопросы, включающие упоминание стимульной ситуации.
Фокусирование внимания интервьюируемого на оригинальном опыте и обращение к стимульной ситуации направлены на преодоление обычной тенденции говорить о текущих реакциях на прошлый опыт.
3. Вербальные указания на прошлую реакцию Когда интервьюеру не удается описать реакции на им самим выбранную часть стимульной ситуации, ретроспективный вопрос помогает получить детальные сообщения о реакциях ("Что вы чувствовали, когда смотрели эту часть?")

2.4.4. Ловушки в вербальных подсказках

1. Структурирование ситуации или реакции. При обращении к стимульной ситуации или к реакции на нее интервьюер может непреднамеренно переносить свое восприятие ситуации на интервьюируемого, заставляя его реагировать на то, что, по его мнению, является важным для интервьюера, а не сообщать о своем собственном опыте в связи с ситуацией.
2. Акцент на припоминание. Вопросов, в которых интервьюер пытается воссоздать стимульную ситуацию, спрашивая "Вы помните", обычно следует избегать: они направлены на припоминание, а не на ретроспекцию оригинального опыта.
Глава III. Полнота
Показать Полнота имеет отношение к охвату релевантной информации, получаемой в интервью. Полнота характеризуется тем, до какой степени информация
1) содержит примеры реакций, предвиденных в результате априорного анализа ситуации;
2) наводит на мысль о взаимосвязи реакций на ситуацию; 3) идентифицирует непредвиденные реакции.

3.1. Оценка полноты

Вопросник позволяет приближенно оценить адекватность охвата лишь в том, что касается ожидаемых реакций. Следует быть постоянно внимательным к намекам, указывающим на возникновение непредвиденных реакций.

3.2. Ошибки в стремлении к полноте

3.2.1. Ошибки, связанные с ограничением ответов

Иногда интервьюер так строго придерживается вопросника, что ограничивает сообщения по теме, непосредственно не указанной в нем. Это приводит к пренебрежению непредвиденными реакциями.

3.2.2. Навязывание тем

Неправильное использование вопросника, навязывание вопросов или тем до того, как получено указание на то, что интервьюируемого действительно интересовал этот вопрос.

3.2.3. Ошибка, состоящая в точном следовании вопросам

Если интервьюер ориентирован прежде всего на вопросник, он легко может упустить непредвиденный смысл в замечаниях интервьюируемого. Он может задать вопрос из своего руководства, который почти не имеет отношения к смыслу высказываний интервьюируемого.

3.2.4. Ошибка, состоящая в быстрых переходах

Полноту не следует путать с поверхностностью. Не вводить тему без значительных усилий по ее длительному рассмотрению.

3.3. Методы

3.3.1. Неструктурированные вопросы

Использование неструктурированных вопросов особенно уместно на первых стадиях интервью. Они эффективны в качестве открывающих вопросов, позволяющих интервьюируемому определить фокус своего внимания, очерчивающих предварительный круг тем, которые будут рассмотрены в дальнейшем. Периодическое использование неструктурированных вопросов по ходу интервью способствует получению релевантной информации.

3.3.2. Переходы в темах

Рассматриваются четыре типа переходов:

А. Переходы интервьюируемого

1. интервьюируемый стремится уйти от не интересующего его вопроса; 2. стремится уйти от высокого эмоционально значимой темы, так как еще не готов сформулировать свои чувства; 3. переходит к наиболее значимой для него теме; 4. переходит к новой теме, считая предыдущую исчерпанной. Опыт является основой для распознавания этим типов и для выбора подходящей тактики ведения интервью.

Б. Переходы интервьюера

Случаи, в которых инициатива перехода принадлежит интервьюеру. Переходы интервьюера могут быть подсказанными или реверсивными. В подсказанном переходе интервьюер использует замечание или упоминание интервьюируемого таким образом, чтобы облегчить ему рассмотрение нового вопроса; реверсивные переходы служат интервьюеру для того, чтобы продолжить дискуссию по ранее оставленной теме.

3.3.3. Мутационные переходы

По мере приближения интервью к концу могут оставаться важные вопросы, которые следует осветить. Необходимо явное обращение к ним, если неструктурированные и переходные вопросы оказались неэффективными.
Глава IV. Специфичность
Показать

4.1. Исследовательские функции специфичности

Фокусированное интервью выявляет конкретный смысл существенных аспектов ситуации для определения эффективных стимульных элементов. Специфичность не означает атомистичности.

4.2. Процессы спецификации

Специфичность требует, чтобы субъект 1) определил значимые аспекты стимульной ситуации и 2) привязал к ним определенные реакции.

4.3. Методы

4.3.1. Спецификация ситуации после сообщения реакции на нее

Спецификацию важных аспектов стимульной ситуации лучше проводить после получения более общей реакции на большую часть рассматриваемой ситуации. Так полезно поступать по двум причинам: 1. обратная последовательность увеличивает вероятность того, что припоминаемые и сообщаемые аспекты ситуации это не те, которые породили первоначальную реакцию; 2. сообщения о реакции часто содержат упоминания ситуации, таким образом интервьюер может с самого начала привязать реакцию к ситуации.

4.3.2. Обращение к стимульной ситуации

Прямое обращение к стимульной ситуации противодействует тенденции интервьюируемых выражать общие взгляды и мнения.

4.4.Отдельные проблемы достижения специфичности сообщений

Типы ситуаций интервью, требующих "специфицирующих" вопросов и методы ведения интервью.

4.4.1. Интервьюируемый определяет реакцию на часть

стимульной ситуации Когда определена только общая ситуация, интервьюер просит сообщить об отдельных ее аспектах, которые породили реакцию (например: "Что именно произвело такое впечатление"?)

4.4.2. Последовательная спецификация

Последовательной спецификации помогает 1) обращение в конкретизирующем вопросе к предыдущему сообщению интервьюируемого о своей реакции и 2) графическое представление.

4.4.3. Согласование ответов, не связанных со стимульной ситуацией

Сообщения о реакциях часто бывают не связаны со стимульной ситуацией. Использование конкретизирующих вопросов для обеспечения связи. Эффективность вопросов, обращающихся непосредственно к реакции или интерпретации интервьюируемого.

4.4.4. Направляющие ссылки

Выражение интервьюируемым общих мнений. Выяснение их отношения к стимульной ситуации (например: "Было ли что-нибудь в фильме, что дало вам такое впечатление?")

4.4.5. Независимый вопрос со ссылкой на ситуацию

Дальнейшее развитие реакций, связанных с ситуацией при помощи случайной ссылки на нее.

4.4.6. Подразумеваемая ссылка на ситуацию

Обращение респондента к ситуации можно поддерживать периодическими неявными ссылками на нее.
Глава V. Глубина
Показать Критерий глубины подразумевает откровенные сообщения о том, как была пережита стимульная ситуация.

5.1. Функции глубокого интервьюирования

Глубокое интервьюирование дает возможность интервьюеру определить 1) степень отчужденности или личностной включенности в опыт и 2) периферический или центральный характер реакций.

5.2. Методы

5.2.1. Гибкость ситуации интервью

Гибкие интервью поощряют ориентацию на стимульную ситуацию, а не на интервьюера, помогая достижению глубины и ограничивая стереотипные реакции.

5.2.2. Ретроспективный фокус

Фокусировка на прошлом опыте посредством воссоздания ситуации способствует развитию сообщений о реакциях.

5.2.3. Фокусировка на чувствах

Вопросы, непосредственно обращающиеся к эмоциональной стороне реакций (например: "Что вы чувствовали, когда…?"), помогают сообщениям о глубинных реакциях.

5.2.4. Повторение подразумеваемых или высказанных эмоций

Воспроизведение подразумеваемых или высказанных чувств оказывается эффективно, так как 1) приглашает к дальнейшему развитию реакций и 2) создает основание для взаимопонимания. Когда интервьюируемый дает понять, что он не готов обнародовать определенные эмоции, воспроизведение может быть экстенсивным (в групповом интервью) или проективным (в индивидуальном интервью).

5.2.5. Сопоставимые ситуации

Предлагаемое сравнение стимульной ситуации и какого-либо опыта, про который известно или предполагается, что он имел место ранее, помогает вербализации эмоций.
Глава VI. Личностный контекст
Показать

6.1. Концепция личностного контекста

Критерий личностного контекста выполняется при раскрытии прошлого опыта и социальных ролей респондента, что помогает объяснить различия в определении ими стимульной ситуации.

6.2. Типы контекстов

Два основных вида личностных контекстов:
1. идиосинкратический, возникающий достаточно редко и,
2. ролевой контекст, обычно сходный для людей, занимающих определенное общественное положение.

6.3. Релевантность личностного контекста

Знание личностного контекста особенно важно для понимания непредвиденных реакций.

6.4. Методы

6.4.1. Идентификация

Заострение внимания на тех аспектах стимульной ситуации, с которыми интервьюируемый идентифицировал себя, способствует получению детальных сообщений о личностном контексте. Основания для идентификации могут быть спонтанно высказаны интервьюируемым или предложены интервьюером, если у него есть основания считать, что идентификация имела место.

6.4.2. Контролируемая проекция

Предположение о том, что реакции, приписываемые интервьюируемым другим, на самом деле являются проекциями их собственных реакций. Интервьюер постепенно направляет вопросы на выяснение личного мнения.

6.4.3. Параллельный опыт

Просьба о проведении параллелей между ситуацией и каким-либо случаем из жизни интервьюируемого (например: "Можете ли вы привести пример из собственного опыта?") часто помогает получению сообщения о личностном контексте. Использование прямых вопросов более приемлемо ближе к завершению интервью, когда не удается более добиться сообщения о личностном контексте при помощи идентификации и контролируемого проектирования.
Глава VII. Групповое интервью
Показать О различиях между групповым и индивидуальным интервью известно недостаточно. Рассмотрение относительных преимуществ и недостатков группового интервью

7.1. Условия проведения группового интервью

7.1.1. Размер группы

Размер группы определяется двумя соображениями: 1) группа не должна быть настолько большой, чтобы стать неуправляемой, что помешает участию в интервью большинства ее членов; 2) не должна быть настолько маленькой, чтобы быть не в состоянии обеспечить существенно больший охват, чем интервью с одним человеком. Оптимальный размер группы составляет примерно 10-12 человек.

7.1.2. Состав группы

Социальная и интеллектуальная гомогенность обеспечивает эффективное участие всех членов группы. Возможно, наиболее важной является гомогенность по образовательному признаку.

7.1.3. Подготовка места

Наиболее благоприятной для получения полных и спонтанных сообщений является модель "круглого стола", где интервьюер располагается как один из членов группы. Следует избегать модели "классной комнаты", где интервьюер занимает место "учителя", а респонденты - "студентов".

7.2. Преимущества группового интервью

7.2.1. Ослабление напряженности

По мере того как каждый член группы делает сообщения личного характера, происходит установление группового стандарта свободного общения. Выражение интереса со стороны интервьюера способствует ослаблению напряженности.

7.2.2. Расширение полноты ответа

Групповое интервью очевидно обеспечивает больший охват, чем индивидуальное.

7.2.3. Активизация забытых деталей

Общение в группе служит для восстановления в памяти каждого участника подробностей, которые в противном случае не были бы припомнены.

7.3. Недостатки группового интервью

7.3.1. Реакции на ситуацию интервью

Общение в группе может породить противоречия или дискуссию, не связанные со стимульной ситуацией. Интервьюер вновь направляет внимание на обсуждаемую ситуацию.
"Эффект лидера". Разговорчивые члены группы могут занять роль "лидера" в групповом интервью. В результате:
1) остальные члены группы ориентируются на "лидера" и сообщают о реакциях, сходных с его;
2) некоторые лидеры могут монополизировать дискуссию;
3) лидер может структурировать стимульную ситуацию для остальных.

7.3.2. Прерывания

Групповая дискуссия может иногда прерываться кем-то из членов группы, что ведет к неполному обсуждению темы.

7.3.3. Сдерживающий эффект группы

Может наблюдаться воздействие двух видов:
1. интервьюируемые могут не хотеть высказываться по поводу определенных мнений или опыта в почти публичной ситуации группового интервью;
2. активные члены группы могут сдерживать себя в сообщении о важных реакциях, полагая, что другие тоже должны иметь возможность высказываться.

7.4. Методы

7.4.1. Помощь группы в получении сообщений

Сдерживание болтливых интервьюируемых. Интервьюер контролирует интервьюируемых, которые а) отклоняются от темы интервью или б) монополизируют дискуссию. В первом случае можно использовать какое-то замечание или ассоциацию, не имеющие отношения к делу, и вновь направить внимание на предмет обсуждения. Во втором случае следует предложить более широкое участие в интервью.
Активизация сдержанных интервьюируемых. Средством, помогающим разговорить необщительных интервьюируемых, является периодическое предложение им неструктурированных вопросов по поводу новой темы в интервью. Не следует задавать им прямых вопросов, если нет указаний на то, что данная тема заинтересовала их.
Расширение участия. Интервьюер может использовать специальные приемы для вовлечения в дискуссию большего количества респондентов: а)продлевать молчание после каждого нового вопроса для поощрения дальнейших высказываний: б) задать вопрос, обратившись ко всей группе, призывая высказываться тех, кто сохранял молчание; в) слегка перефразировать вопрос, стремясь получить дополнительные сообщения.

7.4.2. "Гробовое" молчание и содержательное молчание

Иногда молчание бывает продуктивным. Если интервьюируемые продолжают молчать, интервьюер слегка модифицирует вопрос. Избегайте шквала вопросов.

7.4.3. Регулирование взаимодействия в группе

Интервьюеру следует определить характер взаимодействия в группе; если оно ведет к отступлению или конфликту, он может изменить направление дискуссии.

7.4.4. Как справиться с прерываниями

Не следует резко останавливать перебившего. Говоривший либо сам вернется к сообщению о своей реакции, либо ему поможет это сделать интервьюер.

7.4.5. Установление частоты ответов

Для обеспечения спонтанности и неформальности интервью перечисление групповых реакций должно сводиться к минимуму. Когда требуется частотная информация, интервьюер
1) просит голосовать после того, как интересующий вопрос обсуждался в интервью;
2) четко формулирует альтернативные варианты для себя прежде, чем предложить их интервьюируемым в ясной и сбалансированной форме;
3) производит подсчет голосов по каждой альтернативе,
4) вслед за формальным перечислением производит обсуждение смысла ответов.

7.4.6. Нейтрализация эффекта лидера

Минимизировать эффект лидера, концентрируя внимание на других членах группы.
Глава VIII. Отдельные проблемы
Показать

8.1. Начало интервью

8.1.1. Объяснение цели

Разъяснение целей интервью. Интервью - это прежде всего процесс изучения реакций на стимульную ситуацию, а не общих оценок этой ситуации.

8.1.2. Распределение ролей между интервьюером и интервьюируемыми

Интервьюер подчеркивает свое эмоциональное беспристрастие по отношению к ситуации, приглашая к критическим высказываниям. Помогает интервьюируемому определить его роль в качестве свидетеля собственного опыта, а не в качестве подопытной свинки, судьи или технического консультанта.

8.1.3. Определение отношений между интервьюируемыми

В самом начале интервью интервьюер говорит об ожидаемости различий в реакциях.

8.1.4. Использование языка

Интервьюер адаптирует свою речь к образовательному уровню и статусу интервьюируемых и использует обороты их разговорной речи.

8.1.5. Открывающие вопросы

Эффективные вопросы:
1) направляют внимание на стимульную ситуацию,
2) заставляют интервьюируемых определить аспекты ситуации, которые привлекли наибольшее внимание,
3) поощряют к описанию реакций на эти аспекты ситуации. В групповом интервью интервьюер стремится к тому, чтобы интервьюируемые назвали все припомненные моменты, прежде, чем переходить к рассмотрению одного из них.

8.2. Контроль интервьюера над проявлением чувств

Роль интервьюера - это сочетание беспристрастности и интереса. Выражение собственных чувств приводит к следующим проблемам:

8.1.7. Неискренние сообщения

Говоря о "правильности" какого-либо ответа, интервьюер призывает к верным, а не достоверным ответам.

8.1.8. Защита чувств личности

Интервьюер может ненамеренно выразить чувство или мнение, которое будет расценено респондентом, как сомнение в его уме и знаниях. Часто происходит повторение первоначального высказывания в оборонительной форме.

8.3. Как поступать с вопросами интервьюируемых

Следует отвечать на вопросы, касающиеся целей и специфики проведения интервью. Интервьюеру не надо отвечать на вопросы по поводу его чувств и мнений. В такой ситуации можно воспроизвести вопрос и переадресовать его интервьюируемому.
Примечания

 

Раздел 3. ПУБЛИКАЦИИ РАЗНЫХ ЛЕТ

«Осенний синдром»: каскадные изменения в массовом сознании (презентация)

Признаки изменения общественных настроений и их возможные последствия (презентация)

Левый реванш

Оценка институциональной среды бизнеса

Социологи на панелях

Проблемы микробизнеса

Проведение грузов через таможню

О результативности проверок предприятий

Сравнение результатов обследования количественным и качественным методом

Латентные механизмы управления экономикой

Причины снижения популярности образования в технических ВУЗах

О факторе патриотизма

Социальный синдром выученной беспомощности

Оценка уровня жизни в республиках Северного Кавказа

Трудные решения

Критические рецензии

Опыт контрольного исследования

География региональных выборок

Проблема нестабильности рейтинговых измерений

Лысенковщина как пиаровский феномен

Факторы, препятствующих росту товарооборота с Китаем

Факторы, препятствующие товарообороту с Индией

Оценка состояния РАН

Наука: от финансового аудита к власти эффективных менеджеров

О возможностях реформирования РАН

Итоги парламентских выборов в 1999 г. в зеркале фокус-групп

Экономическая программа генерала А.Лебедя

Управление наукой в СССР

Описание методов сетевого маркетинга

Субкультура люберов

 

Раздел 4. ИССЛЕДОВАНИЯ АРМИИ

Эффективность использования трудовых ресурсов в вооруженных силах РФ (презентация)

Эффективность использования трудовых ресурсов в вооруженных силах РФ (отчет)

Российская армия в 1993 году

Призыв. Военные хитрости

Дедовщина в советской армии
1. Статусные системы в армии
2. Структура дедовской статусной системы
3. Рода войск и система приоритетов
4. Дедовщина как способ поддержания порядка
5. Землячества и национальные конфликты в армии
6. Армия как потребитель материальных ресурсов
7. Армия как потребитель трудовых ресурсов
8. К вопросу о боеспособности советской армии
9. Профессиональная армия: «за» и «против»
10. Послесловие для солдат

Дедовщина в советской армии – сборник социологических документов

 

Раздел 5. ИНТЕРВЬЮ С АКАДЕМИКОМ Ю.В.ЯРЕМЕНКО

Ю.В. Яременко «Экономические беседы»

 

Раздел 6. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ИНТЕРВЬЮ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Интервью с работником отдела снабжения машиностроительного завода
Беседа первая (1984 г.)
Беседа вторая (1986 г.)

Интервью с рабочим завода по производству электронных микросхем
Беседа первая (1985 год)
Беседа вторая (1987 год)

Реорганизация производства на судоремонтном заводе
Беседа первая (1985 год)
Беседа вторая (1986 год)
Беседа третья (1988 год)
Комментарий Ю.В.Яременко к интервью «Реорганизация производства на судоремонтном заводе»
Беседа четвертая (2006 год)

Интервью с работниками разных отраслей
1. Интервью с рабочей-шлифовщицей 3-го разряда (1984 год)
2. Интервью с рабочим инструментального цеха (1986 год)
3. Интервью с рабочим автобазы (1987 год)
4. Интервью с рабочим-строителем (апрель 1989 года)
5. Интервью с директором завода резинотехнических изделий
6. Интервью с начальником отдела кадров химического завода (аппаратурное производство непрерывного действия) (1982 год)
7. Интервью с начальником цеха металлообрабатывающего завода (Москва, август 1985 года)
8. Серия интервью по теме: "Причины сменяемости руководящих кадров на угольных шахтах" (Минуглепром, 1978 год)
9. Интервью с директором магазина "Фрукты-овощи" (1986 год)

Интервью с работниками промышленного Министерства в период разрушения советской системы хозяйственных связей, Миннефтехимпром СССР, 1989 г.
1. Интервью с Министром СССР
2. Интервью с первым заместителем начальника Главного экономического управления министерства
3. Интервью с заместителем начальника Главного экономического управления министерства (ведает вопросами цен)
4. Интервью с начальником Главного управления по материально-техническому снабжению министерства
5. Интервью с начальником отдела Главного управления материально-технического снабжения министерства
6. Интервью с первым заместителем начальника Главного производственного управления министерства
7. Интервью с заместителем начальника Главного производственного управления министерства (ведает вопросами транспорта)
8. Интервью с первым заместителем начальника Главного управления по науке и технике
9. Интервью с начальником Главного управления главного механика и главного энергетика министерства
10. Интервью с заместителем начальника Главного управления по капитальному строительству министерства
11. Интервью с заместителем начальника Главного технологического управления министерства
12. Интервью с заместителем начальника Главного экономического управления министерстве (ведает вопросами финансов)
13. Интервью с заместителем начальника Главного производственного управления министерства
14. Интервью с начальником планового отдела Главного управления материально-технического снабжения министерства
15. Интервью с работником управления по комплектации
16. Интервью с работником, занижающимся комплектацией
17. Интервью с работником-балансовиком отдела сырья
18. Интервью с заместителем секретаря парторганизации министерства