Предпринимательский класс в Москве

Выдержка из отчета «Социально-политические настроения москвичей»

Исследование было проведено в Москве в период с 28 июня по 8 июля 2004 г.

 

Исследование включало в себя:

  • количественный телефонный опрос 6 000 жителей Москвы;
  • семь фокус-групп с жителями Москвы. Состав групп: три группы москвичей с низким доходом (150 - 300 долл. на человека), две группы москвичей со средним (для Москвы) доходом (500 - 1500 долл. на человека), одна группа пенсионеров и одна группа предпринимателей.

Цель исследования состояла в выявлении проблем, могущих повлиять на социальные и политические настроения москвичей. Ниже публикуется фрагмент исследования, посвященный московским предпринимателям.

Предприниматели составляют около 2% московского населения. Очевидно, что в выборку попали в основном малые и средние московские предприниматели (не попали крупные предприниматели и не имеющие московской регистрации предприниматели-мигранты).

Рассматриваемая социальная группа включает в себя наиболее активную часть жителей города, на три четверти - 77% - состоящую из мужчин и на 86% из людей в наиболее активном трудовом возрасте (от 25 до 54 лет). Более 60% предпринимателей имеют высшее и незаконченное высшее образование.

Проблемы, волнующие предпринимателей, имеют существенные отличия от проблем, волнующих среднего москвича. Главными проблемами, наиболее значимыми для предпринимателей, являются: высокие цены на жилье (31%), коррупция и произвол чиновников (29%), пробки на дорогах (28%). И если высокие цены на жилье волнуют не только предпринимателей, но и всех москвичей, а пробки на дорогах являются проблемой для всех «автомобилизованных» слоев населения, то значимость проблемы коррупции для предпринимателей почти вдвое выше, чем для жителей Москвы в целом.

В части политических предпочтений предприниматели образуют группу, в которой сильны протестные настроения в отношении московских властей. В частности, предприниматели являются группой, в которой наиболее велик антиэлекторат Ю.Лужкова - 32% оценивают его работу плохо или очень плохо (против 21% среди населения в целом).

В определенной мере протестные настроения предпринимателей направлены и против федеральной власти: антиэлекторат В.Путина составляет в этой группе 22% против 15% среди москвичей в целом. Готовность проголосовать за «Единую Россию» среди предпринимателей составляет лишь 16% против 24% среди всех москвичей.

Если бы выборы президента состоялись в ближайшее воскресенье, за кого бы Вы скорее проголосовали: за В.В.Путина или за другого кандидата?

Если бы выборы в Государственную Думу состоялись в ближайшее воскресенье, за какую из следующих партий Вы бы проголосовали?

Протестные настроения предпринимателей в отношении московской власти нашли отражение в фокус-группах.

  • Я создал бизнес не благодаря, а вопреки московским властям. Весь бизнес вопреки;
  • Предпринимателей мелких в Москве душат самым настоящим образом;
  • Я, как предприниматель, полностью на себе испытала весь пресс со стороны московского правительства, направленный на то, чтобы мелкого предпринимателя полностью изжить с рынка;
  • У меня складывается мнение, что московское правительство только на словах поддерживает малый бизнес. А что касается реальной практики, там вообще ничего;
  • У меня огромная стопка переписки с чиновниками в правительстве. Невозможно заниматься бизнесом. Давайте тогда не будем говорить, что малый бизнес поддерживается и развивается. У нас может существовать только средний и крупный бизнес. Потому что эти люди умеют договориться на верхах. У них есть деньги, которые они могут проплатить;
  • Правительство Москвы активно борется с такими предпринимателями и с малым бизнесом как с явлением таковым. Причина этого конфликта - конкуренция малого бизнеса и крупных структур;
  • Я думаю, что рыба тухнет с головы. Все дело его рук - Лужкова. На конференциях он говорит: «Вот это все чиновники такие нехорошие. Я об этом ничего не знал». А в управе говорят, что он в курсе. Такое развитие экономики устраивает именно Правительство Москвы;
  • Идет самая настоящая монополия. Особо приближенные люди. Им дают добро. Он ставит точки, сдает в аренду, делится с префектом. Легче договориться с одним человеком, особо приближенным, с которым они могут спокойно вдвоем поговорить за рюмкой водки.

Московские малые и средние предприниматели являются одной из наиболее протестных групп населения в отношении московской и, в меньшей степени, федеральной власти. Однако численность этой группы невелика, поэтому политически значимого протеста она сформировать не может.