Выявление факторов, препятствующих росту товарооборота с Китаем

Категория: Экономика
Опубликовано: 23.06.2016 20:26
Автор: Сергей Белановский
Просмотров: 1126

Данная работа выполнена Фондом эффективной политики (ФЭП) по заказу Центра стратегических разработок (ЦСР). Цель исследования состояла в выявлении факторов, препятствующих росту товарооборота России и Китая.

 

Метод исследования состоял в проведении глубоких интервью с хорошо осведомленными экспертами. Всего было проведено 32 интервью. Время проведения исследования: июнь - июль 2005 г. Кроме интервью, в общий информационный массив были включены 12 публикаций в СМИ, опубликованные в этот же период и тематически близкие к материалам интервью.

Оглавление

Описание исследования

1. Проблема низкой конкурентоспособности российской экономики

1.1 Неэффективность российских государственных институтов

1.2. Низкий трудовой и предпринимательский потенциал российского населения

2. Неэффективность структуры торгового обмена между Россией и Китаем

3. Геополитическая и геоэкономическая стратегия развития Востока России

4. Социокультурные пробемы, затрудняющие развитие коммерческих отношений с Китаем

4.1. Проблема языкового и культурного барьера

4.2. Рост китайского национализма и китайской национальной гордости

4.3. Превосходство китайской стратегии переговоров

4.4. Коррупционная активность китайцев

5. Анализ рынка инновационной продукции

5.1. Отсутствие в России разработок, пригодных для промышленного внедрения

5.2. Российские фундаментальные научные заделы не являются в Китае продаваемым продуктом

5.3. Китай обгоняет Россию по уровню своего научного развития

5.4. Проблема поставок в Китай научной и технической продукции военного назначения

5.5. Проблема создания в России конкурентоспособного инновационного сектора

5.6. Экспорт в Китай услуг российского высшего образования

6. Факторы, препятствующие взаимным инвестициям

7. Влияние таможни и пограничной службы на российско-китайский товарооборот

8. Проблема китайской миграции и неформальный китайский сектор в российской экономике

8.1. Проблема качества китайских мигрантов

8.2. Экономические ниши, занимаемые китайскими мигрантами

8.3. Проблема заселения пустующих территорий российского Востока

9. Проблемы безопасности россиян в Китае и китайцев в России

10. Проблема посредников в отношениях между российскими и китайскими деловыми партнерами

11. Барьеры, препятствующие развитию торговых отношений с Китаем

11.1. Перечень барьеров, выявленных при опросе экспертов

11.2. Проблема снятия барьеров как предмет дипломатического торга

 

Описание исследования

Данная работа выполнена Фондом эффективной политики (ФЭП) по заказу Центра стратегических разработок (ЦСР). Цель исследования состояла в выявлении факторов, препятствующих росту товарооборота России и Китая.

Метод исследования состоял в проведении глубоких интервью с хорошо осведомленными экспертами. Всего было проведено 32 интервью. Время проведения исследования: июнь - июль 2005 г. Кроме интервью, в общий информационный массив были включены 12 публикаций в СМИ, опубликованные в этот же период и тематически близкие к материалам интервью. Полные тексты интервью и публикаций в СМИ даны в приложении к данному отчету.

При написании отчета учтены (без дублирования) материалы Рабочей группы ЦСР по исследуемой проблеме.

В соответствии с Техническим заданием приоритетными темами проведения экспертных интервью были выбраны:

Идеология исследования предусматривала также поиск не учтенных факторов, анализ и оценка которых могли оказаться значимыми для выработки концепции развития экономических отношений России и Китая. Итоговый список факторов, ставший предметом анализа в данном отчете, отражен в структуре оглавления, причем наиболее важные факторы выдвинуты на первый план.

 

1. Проблема низкой конкурентоспособности российской экономики

1.1 Неэффективность российских государственных институтов

Общим местом в высказываниях всех опрошенных экспертов было мнение о том, что основным препятствием на пути развития полноценных экономических отношений между Россией и Китаем являются внутренние проблемы России: неконкурентоспособность ее экономики и неэффективность ее государственных институтов. В этом смысле проблемы взаимоотношений между Россией и Китаем не являются специфичными, поскольку те же самые проблемы существуют и в отношениях России с другими значимыми для нее экономическими партнерами, включая ЕС, США, страны Ближнего Востока и др.

Основная проблема России, по мнению всех экспертов, состоит в коррумпированности ее государственных институтов, причем коррупция является первопричиной большинства остальных экономических и государственных проблем. Следствиями коррупции являются неблагоприятный (враждебный) инвестиционный климат, неспособность России производить конкурентоспособную продукцию перерабатывающих и инновационных отраслей, сырьевая направленность структуры российского экспорта и многое другое.

Другим фактором, связанным с коррупцией, но имеющим самостоятельное значение, является ригидность российских государственных институтов, плохо проработанное законодательство, а также неэффективная и избирательная практика его применения.

По мнению экспертов, только наведение порядка внутри России может создать условия для роста ее экономического и экспортного потенциала, в том числе и в направлении расширения экономического сотрудничества с Китаем.

По контрасту с оценками состояния дел в России все эксперты высоко оценивали конкурентоспособность китайской экономики и качество ее институциональной среды. По мнению экспертов, Китай значительно опередил Россию в создании системы законов, благоприятных для развития бизнеса и инвестирования. Кроме того, в Китае существует эффективная практика правоприменения, законы соблюдаются, отсутствует практика вымогательства со стороны чиновников.

1.2. Низкий трудовой и предпринимательский потенциал российского населения

Еще одним фактором слабой конкурентоспособности российской экономики является низкий трудовой и предпринимательский потенциал российского населения, его пассивность и стремление жить жизнью рантье. Эти черты сочетается с ксенофобией и активным (по-видимому, растущим) социальным недовольством. Эксперты отмечают, что именно на Дальнем Востоке эти деструктивные черты современного менталитета российского населения приобретают особую остроту и делают регион экономически беззащитным перед внешней экономической экспансией.

Трудовая активность китайцев по сравнению с россиянами оценивается экспертами значительно более высоко.

В рамках данного отчета нецелесообразно обсуждать вопрос о том, является экономическая неконкурентоспособность российского населения причиной или следствием слабого развития предпринимательства в России. Возможно, эти явления взаимосвязаны по принципу "порочного круга". Так или иначе, но только разрыв этого "порочного круга" путем эффективного реформирования государственных институтов и значительный рост экономической активности российского населения дает России шанс сохранить экономический и, как следствие, политический контроль над территориями Востока России.

 

2. Неэффективность структуры торгового обмена между Россией и Китаем

Согласно высказываниям экспертов, а также материалам Рабочей группы ЦСР, основной статьей экспорта из России в Китай является необработанное сырье, включая углеводороды, круглый лес, рыбу, биоресурсы сибирского леса и российских акваторий Тихого океана. В силу объективных экономических причин такая структура экспорта отчасти является экономически оправданной, однако форсирование добычи и экспорта первичных ресурсов может привести к их быстрому исчерпанию, а также усугублению экологического кризиса на всей территории российского Востока.

По мнению экспертов, такой сценарий развития торговых отношений противоречит национальным интересам России.

Одной из возможных альтернатив является, возможно, реализация на территории Сибири крупных инвестиционных проектов, ориентированных на создание экспортооринтированных производств, направленных, в том числе, и на удовлетворение промышленных нужд Китая. Этот вопрос носит стратегический характер, поэтому он будет рассмотрен отдельно в следующем параграфе.

 

3. Геополитическая и геоэкономическая стратегия развития Востока России

Разработка стратегии развития торговых отношений с Китаем является частью более широкого вопроса, а именно разработки геополитической и геоэкономической стратегии развития Востока России. При этом разработка первого вопроса вне контекста второго сужает диапазон стратегических возможностей и усиливает вероятность осуществления неблагоприятных для России геополитических сценариев.

В высказываниях экспертов можно вычленить три потенциально возможных геоэкономических сценария развития российского Востока.

1. "Консервативный" сценарий, в основе которого лежит закрытие экономических границ и фактический отказ от активного хозяйственного освоения российских восточных территорий, опора на собственные силы и на собственные инвестиционные возможности.

2. "Китайский" сценарий, предусматривающий активное хозяйственное освоение восточных территорий в основном с помощью китайских инвестиций и китайской рабочей силы.

3. "Антикитайский" сценарий, предусматривающий хозяйственное освоение названных территорий в основном с помощью экономических и политических конкурентов Китая - США, Японии, Кореи.

"Консервативный" сценарий, в основе которого лежит страх перед китайской экспансией, представлен в массиве интервью, скорее, в виде эмоций, чем в виде конкретной политико-экономической стратегии. Эти эмоции в наибольшей степени свойственны российскому населению восточных территорий, в какой-то мере властям этих территорий, и отчасти также экспертам.

Хотя на уровне эмоций приверженность консервативному сценарию свойственна, в том числе, и многим экспертам, все эксперты (за исключением географа Родомана, о мнении которого будет сказано ниже) признают тупиковость и неконструктивность этой позиции. В результате часть экспертов склоняется к "китайскому", а часть к "антикитайскому" сценарию.

Сторонники «китайского» сценария считают, что этому сценарию нет альтернативы, что он выгоден для России, что результатом реализации этого сценария станет быстрый экономический рост восточных российских территорий. Наличие довольно большого числа экспертов, выступающих с этих позиций, позволяет говорить о существовании в экспертной среде определенного "китайского лобби", причем в данном случае речь идет о профессионально добросовестном, некоррупционном лобби (о возможном существовании коррупционного прокитайского лобби речь пойдет ниже).

Добросовестное прокитайское лобби представлено в экспертном сообществе в основном крупными бизнесменами и государственными чиновниками, ведущими дела в Китае. Эти люди хорошо знают Китай, многие из них являются профессиональными китаистами. Часть этих экспертов является выходцами из подразделений советских и российских спецслужб, занимавшихся Китаем.

Будучи в целом прокитайски настроенной, данная группа экспертов понимает и геополитические опасности, связанные с реализацией предлагаемого ими курса. Эксперты этой группы зачастую пытаются дать ответ на возможные вопросы, возникающие в связи с этим.

Вместе с тем в мировоззрении части "прокитайских" экспертов имеется определенная предвзятость, связанная с их негативным отношением к Западу, а также с их негативной оценкой российских "прозападнических" экономических реформ. В связи с этим позиция данных экспертов, по крайней мере, отчасти, мотивирована устаревшей идеей противостояния России и Запада, идеологией "холодной войны". Наличие такой предвзятой идеи снижает рациональную ценность аргументов некоторых "прокитайски" настроенных экспертов. Этот аспект следует учитывать при подведении общего баланса мнений по данному стратегическому вопросу.

Эксперты, представляющие "антикитайское" направление, рассматривают Китай как геополитического врага, стремящегося к установлению на территории российского Востока своей экономической и политической власти, в конечном счете - к присоединению этих территорий к Китаю. Опасения такого рода высказывали очень многие эксперты.

Многим экспертам, ставящим во главу угла фактор потенциальной китайской экспансии, свойственен прозападнический настрой: они склонны рассматривать Запад как естественного союзника России в противостоянии потенциальной китайской экспансии. Поэтому они призывают не только к экономическому, но и к военно-политическому сотрудничеству с Западом.

В экономическом плане в высказываниях экспертов "антикитайского" направления звучит идея осуществления своего рода тендера или аукциона по распродаже концессий по освоению природных ресурсов российского Востока. Эти эксперты не отвергают полностью идею расширения сотрудничества с Китаем, но выступают против явного или неявного предоставления Китаю эксклюзивных или преимущественных прав на реализацию проектов по освоению ресурсов Востока России (опасность реализации этого сценария, по их мнению, сейчас существует и очень велика). Эти эксперты настаивают на необходимости обеспечения баланса сил между будущими инвесторами (и, по-видимому, инородческими общинами) на российской территории - китайскими с одной стороны, и американо-японско-корейскими с другой.

В рамках геополитической дискуссии следует отметить мнение эксперта Юрия Кузнецова, считающего, что китайское экономическое проникновение на российский Восток, даже если оно будет преобладающим, не увеличивает, а снижает риск военной конфронтации России и Китая за эту территорию, поэтому увеличивать объемы экономического взаимодействия в любом случае необходимо.

Особняком в геоэкономической дискуссии о стратегии развития России, в том числе ее восточных территорий, стоит точка зрения известного российского географа Бориса Родомана. Этот эксперт не опрашивался в ходе данного исследования, однако его точка зрения представлена в СМИ. Суть позиции Родомана состоит в том, что России следует отказаться от индустриализации своих малонаселенных и неосвоенных территорий, иреализовать стратегию экономической эксплуатации их экологического потенциала. Несмотря на свою непривычность для российского государственного менталитета, такая точка зрения имеет право на серьезное рассмотрение и, возможно, частичную реализацию в рамках общей стратегии, которую еще предстоит выработать.

При принятии стратегических решений необходимо учитывать, что, по мнению многих экспертов, военный потенциал Китая в перспективе будет расти, а российский - сокращаться. Уже сегодня ряд экспертов выражают сомнение в способности российских вооруженных сил противостоять китайской угрозе.

Подводя итог рассмотрению геополитического аспекта расширения экономического сотрудничества с Китаем, следует отметить следующее. Судя по собранному массиву интервью и публикаций, российское экспертное сообщество оказалось не готово к выработке сбалансированного решения по этому важнейшему вопросу.

Во-первых, различные (порой прямо противоположные) точки зрения оказались взаимно не "проговоренными", не вошедшими в логическое взаимодействие друг с другом. Серьезный концептуальный спор, в ходе которого должна родиться стратегическая истина, фактически даже не начался, хотя времени для принятия ключевых решений осталось очень мало.

Во-вторых, точки зрения многих экспертов в той или иной мере, причем не всегда явно, оказались идеологизированными как на основе антизападнической, так и на основе прозападнической идеологии. Причем существует опасность, что в ходе развития публичной дискуссии эти идеологические начала могут взять верх над рациональными аргументами.

В результате возникает опасность принятия непроработанных или идеологизированных стратегических решений, идущих вразрез с политическими и экономическими интересами Российской Федерации. Опасность принятия таких решений особенно возрастает в условиях дипломатического прессинга, осуществляемого в настоящее время китайской стороной, требующей, в частности, принятия быстрых решений. Россия не должна поддаваться этому прессингу и подвергать себя риску принятия односторонних, неравноправных или плохо проработанных обязательств.

 

4. Социокультурные пробемы, затрудняющие развитие коммерческих отношений с Китаем

 

4.1. Проблема языкового и культурного барьера

Факт наличия языкового барьера со стороны россиян очевиден: лишь крайне незначительное число жителей России владеет сегодня китайским языком. Причем освоение китайского языка в массовом сознании россиян воспринимается как задача чрезвычайной трудности, почти не реальная для обычного человека.

Мнения экспертов о необходимости значительного расширения изучения китайского языка россиянами, в том числе учащейся молодежью, оказались неоднозначными. Сторонники расширения изучения указывали на общий фактор роста мирового значения китайской экономики, на неизбежность роста китайского присутствия в России, а также на то, что в деловой практике россиян вообще отсутствует практика создания информационных и рекламных документов на китайском языке.

В то же время китайцы осваивают практику делопроизводства своих зарубежных партнеров, создают информационные и рекламные документы и на английском, и на русском языках. Многие эксперты указывали на тот факт, что сейчас активно китайцы изучают языки своих зарубежных партнеров, английский и русский язык, а также нередки случаи, когда китайцы ведут переговоры на иностранном языке.

Вместе с тем, ряд экспертов указывают на то, что в настоящее время китаисты и специалисты со знанием китайского языка слабо востребованы российским рынком труда. Среди главных причин называются: слабое развитие взаимных экономических связей, недостаточный интерес российского и китайского рынков друг к другу, практику использования в переговорах английского языка (в том числе при посредничестве фирм из Гонконга) и т.д.

Многие эксперты говорят о том, что китайцы лучше знают Россию и русский язык, чем россияне - Китай и китайский язык.

Россияне практически не знакомы с китайской законодательной и социокультурной средой.

Российский бизнес в Китае практически не присутствует.

Сегодня в переговорах с россиянами китайцы используют английский и отчасти русский язык. Возможно, что такая практика в будущем станет преобладающей, но она ставит россиян в неравноправное положение в переговорах. В будущем по мере расширения торговых взаимодействий подобное неравноправие станет негативно сказываться на переговорных позициях россиян. Поэтому значительное расширение в России практики преподавания китайского языка и китаистики выглядит исторической неизбежностью (равно как и практики преподавания английского языка).

4.2. Рост китайского национализма и китайской национальной гордости

Большинство опрошенных экспертов отмечают крайне неблагоприятный для России диспаритет во взаимном восприятии китайцев россиянами и россиян китайцами. В России и среди населения, и даже среди образованной элиты до сих пор распространены представления о Китае как о стране, крайне нуждающейся в России и в ее высоких технологиях. Такое представление уже сегодня катастрофически расходится с действительностью.

О проблеме технологий будет сказано ниже, а здесь необходимо указать на отмечаемый многими экспертами рост китайского национального самосознания и национализма, которые будут усиливаться по мере роста экономической и военной мощи Китая.

Одновременно с ростом собственной национальной гордости у китайцев происходит переоценка восприятия России, причем в неблагоприятном для россиян направлении. Ныне Россия воспринимается как неупорядоченная страна, страдающая от собственных внутренних проблем и обладающая огромными, но практически не используемыми природными ресурсами. По словам эксперта Юрия Лебедева, из прежнего "старшего брата" Россия в восприятии китайцев превратилась "в нуждающуюся в опеке младшую сестру", что нашло отражение в иероглифическом отображении России в китайской письменности.

Описанный взгляд китайцев на россиян усиливается незнанием и непониманием последними китайской культуры. Это затрудняет и в обозримом будущем будет затруднять достижение доверия между российскими и китайскими деловыми партнерами, что при прочих равных условиях будет вести к росту транзакционных издержек при экономических взаимодействиях.

4.3. Превосходство китайской стратегии переговоров

Ряд экспертов, хорошо знающих культурные традиции Китая, его дипломатическую и деловую практику, отмечают, что китайцы обладают глубоко заложенными в их культуру стратегиями ведения переговоров, которые позволяют им достигать значимых дипломатических и торговых побед. Важными аспектами этих стратегий являются алгоритмы изматывания противника, оказания на него психологического давления, дезинформация и обман, а также множество других приемов, которые эксперт Евгений Колесов назвал "макиавеллевской тактикой" или "школой политического цинизма", входящих в состав традиционной китайской философии.

Вполне очевидно, что китайскую стратегию переговоров нельзя сводить к чистому обману и "надувательству". По выражению эксперта Елены Велиховской, у китайцев есть своя сложная (и непонятная россиянину) этическая система, а также ритуалы переговоров, которым они, в общем, следуют.

Проблема, однако, состоит в том, что современный россиянин абсолютно не знаком с этой стороной китайской культуры, не знает и не понимает ее. Кроме того, культура ведения деловых переговоров в современной России вообще чрезвычайно низка. Никакой собственной "философией переговоров" российская культура в настоящее время не обладает. Это влечет за собой весьма неблагоприятные последствия: в бизнесе не реализуются многие потенциально возможные сделки, а в политике, по мнению ряда экспертов, Россия проигрывает Китаю дипломатическую кампанию, ведущуюся на протяжении последних лет.

 

4.4. Коррупционная активность китайцев

По общему мнению осведомленных экспертов, коррупция в Китае есть, но законопослушным людям и законопослушному бизнесу она практически не видна. В этом аспекте китайская экономическая среда разительно отличается от российской, где коррупция фактически является запретительной для законопослушного бизнеса.

Тем не менее, Китай - это страна с многовековой историей коррупции, и китайцам отнюдь не чужда способность использовать там, где это возможно, коррупционные сделки для достижения своих целей. На территории России китайцы активно используют коррупционные средства ведения дел.

В ряде случаев коррупционная активность китайцев порождена вымогательством со стороны российских чиновников. В основном это касается малого бизнеса. Основная часть моральной ответственности за этот вид коррупции лежит на российской стороне.

Однако, по мнению ряда экспертов, существуют и иные, причем значительно более значимые сферы, где коррупционная активность китайцев является их собственной инициативой. Это происходит как в бизнесе, так и в политической сфере. (Оговорим, что речь идет не об установленных фактах, а о мнениях экспертов).

В свете названных фактов некоторые эксперты склонны подозревать формирование в России коррупционного прокитайского политического лобби, действующего в ущерб интересам России.

 

5. Анализ рынка инновационной продукции

Возможность России продавать Китаю инновационную продукцию и продукцию высоких технологий часто рассматривается как "козырная карта" России, альтернатива сырьевой направленности ее экспорта. К сожалению, экспертный анализ этой проблемы не подтверждает на сегодняшний день наличия такой альтернативы.

Крайняя ограниченность возможностей России создавать инновационную и высокотехнологичную продукцию, как для собственного, так и для внешних рынков, является исключительно внутренней проблемой России, одним из факторов ее неконкурентоспособности в международной экономической среде. В своей основе эта проблема никак не связана с Китаем или какой-либо еще внешней страной.

Причины такого положения дел будут проанализированы ниже. При этом данные экспертных интервью, полученных в рамках данного проекта, будут дополнены экспертными интервью, полученными в рамках другого исследовательского проекта - оценке состояния научных институтов Российской Академии Наук.

5.1. Отсутствие в России разработок, пригодных для промышленного внедрения

В советское время фундаментальная наука, за исключением той, которая была связана с военно-промышленным комплексом, фактически не имела практических выходов. Внедренческая цепь, состоящая из звеньев: фундаментальные разработки - прикладные разработки - опытно-конструкторские разработки - серийное производство - продвижение на рынок, обрывалась на первом звене, не имевшем никакого продолжения.

Катастрофическое обрушение российской фундаментальной науки в постсоветские годы во многом вытекает из этого обстоятельства.

По свидетельству экспертов, в настоящее время, за очень редкими исключениями, Россия не располагает прикладными и опытно-конструкторскими разработками, не говоря уже об опытных образцах, внедрение которых было бы интересно Китаю или какой-либо другой стране.

5.2. Российские фундаментальные научные заделы не являются в Китае продаваемым продуктом

Российские фундаментальные научные заделы являются результатом очень крупных (порой огромных) прошлых инвестиций, но сами по себе они представляют собой очень специфичный продукт, почти не имеющий рыночной стоимости. При отсутствии необходимого дополнения в виде внедренческих разработок этот продукт зачастую вообще не может найти себе покупателя или спонсора. В некоторых, более благоприятных случаях этот продукт может быть встроен в ведущиеся в разных странах мира фундаментальные научные работы через систему грантов и иных форм контрактации с учеными. Необходимо отметить, что таким способом достигается возможность продолжения научной деятельности отдельных ученых, но не значимый экономический эффект для России.

Китай, в отличие от стран Запада, не практикует систему международных научных грантов, поэтому данный способ сотрудничества с Китаем для многих российских ученых фактически закрыт. По свидетельству экспертов, Китай проявляет интерес к двум типам научных разработок:

- имеющим перспективу промышленного внедрения;

- имеющим значение для военных разработок (либо сочетающих в себе оба критерия).

Российские фундаментальные научные разработки, даже если они находят спрос со стороны китайских или иных покупателей, покупаются очень дешево, фактически по цене заработной платы соответствующего ученого. При этом ни у российского государства, ни у российских экономических субъектов зачастую в принципе нет правовой возможности потребовать оплаты прошлых инвестиций или доли в будущих прибылях. Если же такие правовые возможности есть, реализовать их на практике чрезвычайно трудно - особенно в Китае, где покровительственное отношение к пиратскому копированию чужих технологий отчасти возведено в принцип государственной политики. В результате фактически осуществляющийся переток российских научных достижений в Китай (равно как и в другие страны мира) осуществляется почти бесплатно и в лучшем случае способствует профессиональному выживанию некоторых российских ученых (часть из которых перестает быть российскими).

5.3. Китай обгоняет Россию по уровню своего научного развития

В 50-е годы ХХ века Китай был действительно отсталой страной, и СССР намного опережал его в научно-техническом развитии. К сожалению, среди россиян этот стереотип отчасти продолжает существовать до сих пор, хотя в настоящее время он уже не соответствует действительности. Все эксперты говорят о том, что Китай стремительно превращается в одну из ведущих научных держав мира.

Специфика научно-технического развития Китая в сравнении с Россией состоит в том, что в последние десятилетия Китай в приоритетном порядке развивал не фундаментальные научные заделы, а создавал передовые инновационные производства, опираясь на научно-технические достижения других стран. Фундаментальные заделы до последнего времени в Китае заметно отставали. Этим объясняется тот факт, что, по мнению многих экспертов, в России до сих пор существуют научно-технические заделы, потенциально представляющие интерес для китайцев (равно как и для других стран мира). Однако реализовать с пользой для себя Россия этот потенциал практически не может. Главные причины этого состоят слабом развитии прикладных разработок и в отсутствии институциональных механизмов привлечения инвестиций в развитие НИОКР на базе имеющихся фундаментальных заделов.

Важно отметить сложившийся в Китае крайне негативный имидж России как делового партнера в области инновационных проектов.

По мнению экспертов, если ситуация не изменится в течение ближайших 5 лет, в России практически не останется научных и технологических заделов, представляющих интерес для других стран мира, включая Китай.

5.4. Проблема поставок в Китай научной и технической продукции военного назначения

Специфика российских научных заделов в военной области состоит в том, что эти заделы в свое время были доведены до стадии промышленного внедрения и серийного производства.

Как известно, Китай является крупным покупателем российских наукоемких вооружений, причем закупка именно российских вооружений зачастую была для Китая безальтернативной в силу запретов, установленных в США и странах ЕС.

Наряду с закупкой самих вооружений, Китай является активным покупателем технологий и фундаментальных научных заделов, имеющих военное значение. При закупке этой продукции Китай там, где это возможно, использует "серые" схемы, зачастую на много порядков снижающие стоимость покупок. Однако, необходимо отметить, что использование китайцами "серых" схем осуществляется не только в инновационной сфере, а является общей практикой ведения ими дел на российской территории (т.е. является проблемой России, а не Китая).

Стратегическая линия Китая состоит в том, чтобы создать собственный национальный военно-промышленный комплекс, конкурентоспособный по отношению к США и странам НАТО. С этой точки зрения закупка Китаем готовых вооружений преследует цель не только оснащения своей армии, но и заимствования технологий с целью последующего их освоения и развития.

Как и в ряде других вопросов, приходится констатировать, что вопрос о приемлемых для России формах военно-технического сотрудничества с Китаем не проработан в экспертном сознании. Точки зрения экспертов отличаются «непроговоренностью», противоречивостью, большим количеством смысловых и логических «лакун».

В экспертном сознании существует точка зрения о недопустимости продажи Китаю оружия и военных технологий.

С другой стороны, по мнению многих экспертов, логика развития военно-промышленного комплекса Китая в обозримом будущем приведет к тому, что Китай перестанет быть импортером российских вооружений. Это может произойти уже в самом ближайшем будущем, особенно если страны ЕС снимут законодательные ограничения на поставку оружия Китаю.

Российские технологические и фундаментальные заделы военного или двойного назначения, если они не получат существенного развития, также в скором времени перестанут быть интересными для Китая и для других стран. Поэтому многие эксперты считают, что России следует развивать военно-техническое сотрудничество с Китаем, пока для этого имеется хоть какая-то возможность.

В последние годы в СМИ широко освещались уголовные процессы против российских физиков, якобы продававших Китаю научно-технические секреты военного или двойного применения. В отношении обоснованности этих процессов у многих экспертов возникают серьезные сомнения. Один из аргументов состоит в том, что довольно странно продавать Китаю новейшее вооружение вместе со всей технологической документацией, и одновременно преследовать ученых, передавших Китаю, пусть даже по "серым" схемам, те или иные технологические частности. Второй фактор сомнения связан с описанными в СМИ серьезными нарушениями процессуальных норм при проведении названных процессов. Наличие этих нарушений приводит некоторых экспертов к выводу, что эти дела являются в коррупционными или показными, а не вытекающими из стратегических интересов России. При этом эксперты отмечают, что продолжение практики таких дел приведет к закрытию в России многих фундаментальных направлений, которые пока еще имеют шанс сохраниться.

В рамках настоящего отчета нет возможности давать правовую оценку описанным выше уголовным делам, однако правомерно (в соответствии с высказанными экспертами мнениями) ставить вопрос о том, насколько последовательной является политика России в отношении поставок в Китай продукции военного назначения, и насколько эта политика в разных аспектах соответствует интересам России. Этот вопрос требует концептуальной проработки.

5.5. Проблема создания в России конкурентоспособного инновационного сектора

Проблема сотрудничества с Китаем в области торговли наукоемкой продукцией и создания наукоемких производств связана не с Китаем, а самой Россией. Россия пока еще обладает передовыми научно-техническими заделами, но не обладает экономическими институтами, необходимыми для преобразования этих заделов в продукцию, предназначенную для реализации на рынках. Ключевым аспектом, от которого зависит все остальное, здесь видится создание схем инвестирования таких проектов.

Многие эксперты указывали в этой связи на огромное развитие в Китае технопарков и бизнес-инкубаторов, и на катастрофическое отставание в этой сфере России. Эта мысль является правильной, но отчасти технократической, поскольку данная проблема должна ставиться не в технической, а в финансовой плоскости.

Эффективный инновационный сектор России, если он вообще имеет перспективу развития, должен ориентироваться не только на китайский, но и на другие международные рынки. Кроме того, этот сектор должен ориентироваться на создание продукции с высокой добавленной стоимостью, а не на дешевую распродажу фундаментальных идей.

С точки зрения международного партнерства российский инновационный сектор должен иметь универсальную направленность. Создание политических преференций (как положительных, так и отрицательных) для тех или иных стран, в том числе для Китая, противоречит интересам России. Вместе с тем потенциал сотрудничества с Китаем является огромным, и кооперация с ним способна дать мощный импульс для развития российского инновационного сектора.

5.6. Экспорт в Китай услуг российского высшего образования

Проблема экспорта в Китай услуг российского высшего образования примыкает к проблеме экспорта высоких технологий. К сожалению, по мнению опрошенных экспертов, а также согласно аналитическим материалам Рабочей группы ЦСР, российское высшее образование не пользуется в Китае высоким престижем. Причины этого очевидны. Многие отрасли российского высшего образования еще в советское время не были конкурентоспособными на мировом уровне. Ныне этот разрыв усилился и захватил ряд тех отраслей, которые раньше отличались действительно высоким научно-преподавательским уровнем. По свидетельству экспертов, российское высшее образование сильно деградировало и продолжает деградировать. Остановить этот процесс и сделать российское высшее образование конкурентоспособным на мировом уровне могут только институциональные реформы, обсуждение содержания которых выходит за рамки данного отчета. В сегодняшних условиях эксперты оценивают крайне пессимистично как само состояние российского высшего образования, так и возможность масштабного экспорта услуг этого образования в Китай (равно как и в иные страны).

Вместе с тем обмен услугами высшего и иного образования между Россией и Китаем может иметь несколько иные цели, чем цели приобретения высшего уровня квалификации в области тех или иных дисциплин. Выше уже говорилось о том, что неизбежно расширяющегося сотрудничества Россия и Китай должны лучше знать друг друга, т.е. обладать кадрами, владеющими языками обеих стран и знакомыми с их социокультурными, экономическими, правовыми и иными реалиями, а также, не в последнюю очередь, личными дружескими связями.

В связи с этим необходимо ставить вопрос о широкомасштабном обмене студентами, а также о посылке российских студентов на обучение в Китай (в том числе по программам второго высшего образования, а также на платной основе).

 

6. Факторы, препятствующие взаимным инвестициям

Согласно оценкам экспертов, взаимные инвестиции (из России в Китай и из Китая в Россию) в настоящее время очень малы, и находятся, по выражению одного из экспертов, «на точке замерзания».

Российские инвестиции в Китай не идут по причине очень высокой конкуренции с мировыми инвесторами, которые, как говорят эксперты, «стоят в очереди» со своими инвестициями.

Китайские инвестиции не идут в Россию по причине неблагоприятного инвестиционного климат, т.е. по той же причине, по которой в российскую экономику слабо идут инвестиции из других стран мира.

А. Российские инвестиции в Китай

 

Б. Китайские инвестиции в Россию

Не все китайские инвестиции, с точки зрения экспертов, соответствуют российским интересам.

Среди экспертов прозвучала мысль, что процесс активизации взаимных инвестиций может быть начат с обмена активами, который будет способствовать развитию деловых связей и взаимной «притирке» российских и китайских бизнес-структур.

 

7. Влияние таможни и пограничной службы на российско-китайский товарооборот

Таможня и пограничная служба, а также инфраструктурная обеспеченность российско-китайской границы с российской стороны сегодня являются острыми проблемными вопросами.

Эксперты выделяют два основных аспекта этой проблемы. Первый из них состоит в том, что российская таможня и пограничная служба коррумпированы.

Второй аспект связан с инфраструктурной неразвитостью российской таможни, пограничной службы и всей приграничной территории с российской стороны.

Коррумпированность российской таможни и пограничной службы проявляется в том, что из России в Китай они пропускает без пошлин и без регистрации большие объемы сырьевых ресурсов (круглый лес и другие), а также и запрещенные к вывозу биоресурсы дальневосточного леса.

Из Китая в Россию также ввозятся значительные объемы различных товаров (в первую очередь товаров широкого потребления), которые при прохождении через таможню декларируются по заниженной стоимости или вообще не декларируются.

Многие эксперты высказывают мысль о том, что ликвидация "серых" схем провоза товаров через таможню без каких-либо дополнительных мер может в значительной мере способствовать запланированному на межгосударственном уровне росту товарооборота к 2010 году.

Инфраструктурная отсталость российской таможни, пограничной службы и приграничной территории рассматривается экспертами как серьезный ограничитель развития торговли. При этом все эксперты отмечают разительный контраст между быстро развивающейся в инфраструктурном отношении китайской приграничной территорией и застойкой российской.

Причины инфраструктурного отставания российской приграничной территории эксперты во многом связывают с тем, что по российскому законодательству обустройство таможенных и пограничных служб, а также строительство и реконструкция дорог относятся к государственному ведению и должны финансироваться из государственных средств, которых не хватает.

Проблема нехватки государственных средств на инфраструктурное обустройство приграничной территории представляется искусственной проблемой, решаемой в рамках практикуемого в России частно-государственного партнерства, при котором необходимые средства могут быть на законном основании привлечены из частного сектора. Решение этой проблемы носит, по сути, технический характер: она требует разработки и реализации комплексного девелоперского бизнес-плана, в рамках которого могут быть найдены источники покрытия затрат.

 

8. Проблема китайской миграции и неформальный китайский сектор в российской экономике

8.1. Проблема качества китайских мигрантов

Количественный аспект китайской миграции на российскую территорию представлен в документах Рабочей группы ЦСР, поэтому в данном отчете он подробно анализироваться не будет. Отметим лишь, что, согласно всем имеющимся данным, численность китайцев, легально или нелегально находящихся на территории России на сегодняшний день, сравнительно невелика.

По исследованиям, проведенным Институтом Дальнего Востока РАН, число китайцев, которые проживают в регионе постоянно (легально и нелегально), составляет примерно 200000 человек, то есть 3-4% от 6 млн. населения.

Качественный состав китайской миграции в Россию эксперты оценивают невысоко и даже отчасти негативно. По их мнениям, миграция в Россию идет в основном с северных территорий Китая, не развитых в экономическом отношении. Это необразованное и неквалифицированное китайское население. Миграция образованного и квалифицированного населения из развитых районов среднего и южного Китая практически отсутствует. Эксперты отмечает также, что среди китайских мигрантов присутствует криминальный элемент, скрывающийся от розыска в самом Китае.

Причины низкого качественного состава китайской миграции эксперты видят в плохом деловом климате и коррупционной обстановке в России.

8.2. Экономические ниши, занимаемые китайскими мигрантами

Существуют три основные ниши, заполняемые сегодня китайскими мигрантами: торговля ширпотребом, строительство и сельское хозяйство.

Наиболее развита сфера торговли, которую китайцы успешно развивают, выстраивая свои дистрибутивные сети, охватывающие не только Восток, но и Европейскую часть России.

К строительным работам китайцев в основном привлекают местные власти на территориях Востока России. Здесь они играют примерно ту же роль и находятся примерно в том же положении, что и таджики в центральной России. В целом российские работодатели довольны работой китайцев.

Сельскохозяйственная занятость китайцев на территории России невелика, хотя теоретически она может быть очень большой. На юге российского Востока имеется много пустующих земель, пригодных для развития сельского хозяйства, особенно на основе тех технологий, которые используются китайцами в Северном Китае. Развитие сельского хозяйства на территории Востока России силами китайских этнических общин могло бы решить проблему обеспечения продовольствием этих территорий. Сегодня на этих территориях продовольствие практически не производится и закупается по импорту в самом Китае.

Основная причина, по которой данное направление деятельности не получает распространения среди китайских мигрантов, является политика российских региональных властей, блокирующих доступ китайцев к земле. Такая политика мотивирована в первую очередь страхом перед китайской миграцией, как со стороны населения, так и со стороны самих местных властей.

8.3. Проблема заселения пустующих территорий российского Востока

Эта проблема тесно смыкается с геополитическими и геоэкономическими аспектами, которые были рассмотрены выше.

Реальность, очевидно, состоит в том, что Россия в течение обозримых десятилетий не сможет плотно заселить свои пригодные для заселения восточные территории и не сможет удержать их пустующими. В этой связи эксперты, так или иначе, обращаются к проблеме заселения этих территорий иными народами. Очевидно, однако, что с эмоциональной точки зрения этот вопрос является крайне болезненным, и только этим можно объяснить, что он, как и другие геополитические вопросы, оказался не "проговоренным" в кругу экспертов.

Логически возможные альтернативы состоят либо в заселении этих территорий китайцами, либо другими народами. Складывается впечатление, что, по крайней мере, некоторые эксперты считают заселение их китайцами более приемлемым, чем, скажем, мусульманами (пакистанцами и другими).

Предложения о заселении российского Востока разными народами напрямую экспертами не обсуждались, однако в высказываниях некоторых из них звучала аналогия с Австралией, превратившейся в последние годы в мультинациональное общество, однако при сохранении доминирования англосаксонской культуры.

К сожалению, в оценке возможности реализации австралийского сценария на территории Востока России эксперты оказались скептичными.

Тупиковость ситуации с демографическим освоением российского Востока, отсутствие у экспертов сценариев и предложений по этому вопросу может привести к тому, что в исторической перспективе этот вопрос решится сам собой наиболее вероятным способом, т.е. по китайскому сценарию. Если Россию этот сценарий не устраивает, необходимо прорабатывать альтернативы, которых пока в концептуальном сознании нет.

Необходимо также определиться с количественными и качественными параметрами потенциальной миграции, китайской или какой-либо еще.

Наконец, ввиду неизбежности роста миграции необходима разработка концептуальных подходов к определению политического статуса мигрантов, а также степени и способов их ассимиляции в русскую культуру и российскую государственность. Этот вопрос также оказался не "проговоренным" в экспертном сознании, поскольку в проведенном опросе прозвучали лишь единичные высказывания на эту тему. Все же создается впечатление, что эксперты склоняются к необходимости шире давать китайцам российское гражданство и стремиться ассимилировать их в российское общество, ориентируясь при этом на более качественную (т.е. более образованную и более квалифицированную) мигрантскую прослойку, которая сейчас, к сожалению, слабо представлена в составе китайских мигрантов.

К названным трем экономическим нишам следует, очевидно, добавить четвертую, включающую себя китайцев, занятых незаконным сбором биоресурсов, о чем уже говорилось выше. Об этой полукриминальной нише мало что известно. Численность ее, скорее всего, не велика, однако наносимый вред может быть очень большим.

 

9. Проблемы безопасности россиян в Китае и китайцев в России

По общему мнению экспертов, проблема безопасности россиян в Китае не существует, поскольку Китай - безопасная для жизни страна. Конечно, в Китае, как и в любой стране, могут случиться какие-то эксцессы, но в целом россияне и другие иностранцы могут спокойно ходить по улицам и спокойно заниматься своими делами, если эти дела не вступают в противоречие с китайским законодательством.

К сожалению, проблема безопасности китайцев в России не является симметричной, поскольку Россия, по мнению экспертов, не является безопасной для китайцев страной.

Эксперты назвали три следующих аспекта этой проблемы:

- бытовая агрессия по отношению к китайцам со стороны "скинхедов" и других агрессивных молодежных группировок при отсутствии защиты со стороны милиции;

- агрессия и вымогательство по отношению к китайцам со стороны милиции и представителей других органов правопорядка;

- особые проблемы безопасности работающих в России представителей китайской деловой элиты.

Эксперты указывают на то, что даже единичные случаи агрессии против находящихся в России имеют в Китае широкий резонанс, значительно ухудшающий имидж России в восприятии китайцев.

А. Бытовая агрессия против китайцев

 

Б. Вымогательство со стороны милиции и других органов правопорядка

 

В. Проблемы безопасности деловой элиты

 

10. Проблема посредников в отношениях между российскими и китайскими деловыми партнерами

По мнению экспертов, признавших себя компетентными в этом вопросе, институт торгового посредничества в Китае существует, но он не является "проблемой" в том смысле, что это посредничество выполняет полезные функции и не является барьером в отношениях между российскими и китайскими деловыми партнерами. Такого мнения придерживаются все высказавшиеся по этому вопросу эксперты, и иного мнения не прозвучало.

Согласно высказываниям экспертов, институт торгового посредничества хорошо развит в Китае и является традиционным для этой страны. В современных условиях этот институт является связующим звеном между китайскими производителями и их внешнеэкономическими партнерами, причем не только российскими, но и всех остальных стран.

В Китае в настоящее время законодательно закреплен принцип лицензирования внешнеэкономической деятельности. Однако эксперты не склонны считать эту практику административным барьером, поскольку внутренний Китай с его особым языком, социокультурными особенностями и особенностями законодательства является настоящей terra incognita не только для россиян, но и для представителей многих других стран мира. Институт лицензируемых посредников, по мнению экспертов, страхует торговых партнеров от всевозможных недоразумений и благодаря этому снижает транзакционные издержки.

Китайские внешнеэкономические посредники ведут дела на английском языке и обладают квалификацией, необходимой для согласования правовых вопросов в рамках законодательства обеих стран и международных правовых норм. Значительную роль в организации внешнеэкономического торгового посредничества играют фирмы Гонконга, обладающего своим, более понятным для внешнеэкономических партнеров законодательством. Наряду с ними существует и большое количество собственно китайских фирм, обладающих лицензией на право вести внешнеэкономическую деятельность.

 

11. Барьеры, препятствующие развитию торговых отношений с Китаем

11.1. Перечень барьеров, выявленных при опросе экспертов

Слово «барьер» может пониматься в широком и в узком смысле этого слова: в широком это некие принципиальные препятствия, в том числе и фундаментальные, в узком - это некие технические препятствия, более или менее легко устранимые.

О барьерах в широком смысле слова эксперты говорили много. Фактически в этих высказываниях речь шла о факторах общей неконкурентоспособности российской экономики, не специфичных по отношению к Китаю. Этот вопрос был подробно рассмотрен выше.

Что же касается барьеров в узком смысле этого слова, то под словом «барьер» целесообразно иметь в виду те или иные препятствия, относящиеся к компетенции государства. Их не следует путать с теми или иными параметрами российской бизнес-среды, которая в силу своей неразвитости не использует многие имеющиеся возможности (вплоть до маркетинговых). Надо сказать, что многие эксперты и в интервью, и в аналитических записках Рабочей группы ЦСР смешивают эти понятия. Однако в данном разделе речь пойдет только о барьерах, относящихся к компетенции государства.

Необходимо отметить, что в высказываниях экспертов были выявлены упоминания о барьерах исключительно с российской стороны, тогда как барьеров со стороны Китая в имеющемся массиве экспертных интервью выявлено не было.

Среди барьеров, препятствующих торговле со стороны России, эксперты назвали следующие.

11.1.1. Запрет на ускоренное растаможивание грузов из Китая.

По правилам, введенным Федерально-таможенной службой, товары, поступающие из Китая, проходят усложненную, по сравнению с другими странами, процедуру таможенного оформления (к китайским товарам не применяется процедура ускоренного растаможивания грузов). Это приводит к значительному увеличению сроков растаможивания и к дополнительным затратам, которые делают невыгодным закупку целого ряда важные товарных позиций. Эксперт отмечает, что даже если такую процедуру признать оправданной для изделий легкой промышленности, то непонятно, почему эти правила распространяются на товары, предназначенные для промышленного потребления.

Интервьюер: Почему это только на Китай распространяется?

Эксперт: Это вы у ФТС спросите. Это внутренние нормы, даже не те, которые входят в новый Таможенный кодекс, и они распространяются исключительно на поставки из Китая. К этим же проблемам относятся корректировки. То есть процедура, которая затягивается. Некоторые поставки, которые на наш завод идут, проходят таможенную очистку, чтобы Вы понимали, до 30 дней. Каждый день хранения на СВХ, это - достаточная сумма средств, которую должен выложить получатель. Кроме того, есть непонятная процедура определения таможенной стоимости. Есть несколько способов определения этой стоимости. Например, первый, на основании тех документальных данных, которые предоставляет контрактодержатель, сюда входит и инвойс и т. д. Основания для определения таможенной стоимости, есть инвойс, есть мировые цены и т.д. В отношении китайских и только китайских товаров ФТС или Управление таможенное предпочитают применять шестой вариант определения цены, т. е. берут цену на рынке внутреннем, отнимают 20 %, и это должна быть инвойсная стоимость, что, естественно не соответствует ценообразованию, потому, что от импортера до розницы может происходить изменение стоимости в разы. То же самое касается оборудования, его сертификации.

Интервьюер: А эти нормы и требования приняты именно таможенной службой России?

Эксперт: Да. Видите ли, так они борются за восстановление нашей легкой промышленности. Там борьба всякая ведется с контрафактной продукцией китайского производства, которая контрабандным путем поступает. На деле же ударило это все и по другим позициям. Почему-то введенные эти правила, они не разделяют потребности промышленного производства и ширпотреб. А разделять это надо. И все это реально разделить. Стояла бы такая задача (Микитченко Дмитрий Владимирович, заместитель руководителя департамента промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области).

 

11.1.2. Недостаточная самостоятельность регионов

в решении многих вопросов, поскольку эти вопросы отнесены к ведению федерального центра. Речь идет о лицензионной деятельности, продаже патентов, барьерах со стороны Минздрава, различных квотах т.п. По мнению эксперта, эти вопросы для начала необходимо проинвентаризировать.

 

11.1.3. Проблема секретности научных и инновационных разработок.

Здесь отсутствует четкий правовой регламент, на основании которого можно было бы однозначно разграничить закрытые и открытые разработки, правомерное и неправомерное сотрудничество. Кроме того, многие эксперты говорят о том, что по многим направлениям режим секретности устарел и нуждается в смягчении.

 

11.1.4. Проблема «реэкспорта» из Гонконга.

Суть проблемы состоит в том, что по целому ряду исторических причин экспорт товаров из Китая осуществляется компаниями из Гонконга, который сегодня является частью Китая. Тем не менее, российские таможенные службы оформляют такие поставки как реэкспорт, что приводит к двойному взиманию тарифа.

11.1.5. Проблема валютного регулирования, в том числе в части осуществления предоплаты.

Российские правила осуществления предоплаты затрудняют внешнюю торговлю, в том числе и с Китаем, делают неконкурентоспособными многие российские предложения.

11.1.6. Специализация российских таможенных пунктов на различных товарных группах, фактически снижающая пропускную способность таможни.

11.2. Проблема снятия барьеров как предмет дипломатического торга

Эта проблема не была включена в Техническое задание на проведение экспертных интервью и, по-видимому, недостаточно осознавалась на первоначальных этапах деятельности Рабочей группы.

Между тем, эта проблема относится к числу важнейших. Это хорошо видно из приведенного выше списка барьеров, названных российскими экспертами. Все они говорят о барьерах с российской стороны. Правда, многие эксперты говорили о том, что, с их точки зрения, с китайской стороны барьеров меньше или их вообще почти нет, но это еще не значит, что у России нет претензий или вопросов к китайской стороне.

Вопрос о снятии барьеров с российской стороны может быть решен либо в одностороннем порядке, либо в увязке с какими-то уступками с китайской стороны, которые должны быть выявлены. Причем эти уступки не обязательно должны быть симметричными, они могут касаться не барьеров, а каких-то других аспектов российско-китайских отношений.

Необходимо принять решение о том, какие барьеры Россия готова устранить в одностороннем порядке в силу того, что это выгодно в первую очередь ей самой, и какие следует «обменять» на соответствующие уступки с китайской стороны.

Необходимо также отметить, что "барьер" - это не всегда плохо, поскольку во многих случаях установление тех или иных барьеров вызывается государственной необходимостью (в качестве примера могут быть названы экологические барьеры, квоты на эксплуатацию биоресурсов и т.д.). Сегодняшняя практика торговых взаимоотношений с Китаем показывает, что в ряде случаев имеют место не только избыточные, но и недостаточные барьеры, которые необходимо усилить.