Введение

Целью настоящей работы является анализ социально-экономических факторов, оказывающих влияние на эффективность и качество труда инженерно-управленческих работников промышленных предприятий. Необходимость значительного повышения качества хозяйственного управления на всех его уровнях является в настоящее время вполне осознанной проблемой. В период экстенсивного развития народного хозяйства недостаточно высокое качество управления и связанные с этим экономические потери компенсировались высоким удельным расходом ресурсов на единицу полезного эффекта. Возникновение ресурсных ограничений, обусловленных как невозможностью вовлечения в хозяйственный оборот дополнительной рабочей силы, так и исчерпанием наиболее качественных и легкодоступных источников природного сырья, выдвигает на первый план задачу интенсификации общественного производства и существенного увеличения его эффективности [1.С.24]. Решение указанных задач требует, в свою очередь, значительного увеличения трудовой отдачи (повышения качества труда) инженерных и управленческих работников всех звеньев народного хозяйства, включая промышленные предприятия.
Известно, что качество инженерно-управленческой деятельности является одним из основных факторов, определяющих способность предприятия реализовать растущие задания по объему производства, снижению материалоемкости и трудоемкости продукции, внедрению новых технологий и т. п. Актуальность проблемы введения в действие имеющихся производственных резервов на основе повышения качества внутризаводского управления определила направленность настоящего исследования. В качестве основных направлений повышения эффективности труда инженерно-управленческого персонала в настоящей монографии рассматриваются вопросы совершенствования их заработной платы, оптимизации распределения трудовых функций и производственной нагрузки, повышения стабильности их кадрового состава, улучшения должностной структуры и качественных характеристик, занятых в их составе работников.
Наряду с потребностями практики необходимость изучения вопросов эффективности инженерно-управленческого труда диктуется также и запросами самой науки, внутренней логикой ее развития. До настоящего времени в отечественной социологии проводилось мало работ, посвященных проблемам качества труда работников управления предприятий. Практически неизученными являются вопросы реальных трудовых функций работников управления, в разрезе должностных групп, структуры их трудовой деятельности, групповых и личностных целей, реализуемых ими на производстве, и многие другие. Отсутствие адекватного научного понимания реальных механизмов управления производственной деятельностью в условиях сложившегося хозяйственного механизма приводит к тому, что в данной области, как и во многих других, практика идет «впереди» науки. Решения, принимаемые органами государственной власти, базируются, как правило, не на соответствующих научных разработках, а на основе обобщений мнений работников государственного аппарата и производственных руководителей, результатов проверок, писем и предложений трудящихся и т.п.
Необходимо констатировать, что в настоящее время многие руководящие работники предприятий и государственного аппарата обладают значительно более глубоким знанием внутризаводских проблем управления, чем занятые в науке экономисты и промышленные социологи. Вместе с тем подобное знание, базирующееся на личном производственном опыте работников, является неполным, оно не свободно от ошибок и заблуждений, плохо поддается обобщению и рациональному обсуждению. В связи с этим углубление научного понимания социально-экономических проблем внутризаводского управления и производственной деятельности инженерно-управленческих работников представляется актуальной задачей.
Настоящая монография основана на данных социально-экономического исследования, проведенного в 1979—1985 гг. по разработанной автором методической программе. Проведенное исследование базируется на материалах государственной статистики, статистической отчетности и документации промышленных предприятий, а также на результатах социологических обследований, включая анкетные опросы и интервью. Сбор информации был осуществлен при участии социологических служб предприятий, охваченных исследованием. Данные анкетных опросов обрабатывались на ЭВМ.
Автор выражает признательность за полезные советы Ф. М. Бородкину, В. А. Волконскому, А. К. Назимовой, Р. В. Рыбкиной, Ю. В. Яременко и другим участникам обсуждения данной работы. Автор выражает также глубокую признательность Валентине Федоровне Чесноковой, которая на протяжении многих лет была его учителем в области теоретической социологии и методики социологических исследований.