Беседа пятнадцатая

Категория: Экономика
Опубликовано: 24.06.2016 23:38
Автор: Сергей Белановский
Просмотров: 318
Яременко: Самое страшное, что произошло у нас в экономике в прошлом десятилетии - это даже не растрата материальных ресурсов, это порча трудовых ресурсов. Крупные контингенты занятых работали в условиях с элементами принудительного труда. Это, прежде всего, лимитчики. Сколько людей в нашей стране прошло через "лимит" ? Очень много. Может быть, каждый четвертый. К этому еще надо прибавить службу в армии, места заключения, отчасти профтехучилища. Крупным контингентам занятых привили таким способом антиобщественный комплекс, комплекс отчуждения. Они воспринимают труд как принудительный акт. Отчуждение принимает крайние формы. Психология, трудовая мораль на нашем производстве по сути такая же, как в местах заключения. Это справедливо для многих очень крупных отраслей, определяющих облик нашего производства.
Для этих людей проблема заключается не в том, чтобы интегрироваться в общество, а в том, чтобы ему противостоять. Противостоять тем силам, которые пытаются их себе подчинить. Профессиональная деградация, пьянство, дисквалификация - это скорее уже явления второго порядка. Это характеристики социального типа человека, который формируется в этих условиях.
На нашем производстве вместо социализации происходит активная десоциализация, обучение антиобщественным навыкам. Возникает асоциальный тип человека. Вопрос об измерении масштабов этого процесса очень важен. Если мы пропускаем большое количество людей через такую "школу", то что они там приобретают? Очень немногие и лишь в особых условиях могут затем преодолеть те асоциальные мотивации и навыки, которые они там приобрели.
Что мы можем ожидать от человека, прошедшего через "лимит"? Максимум - это стремление зарабатывать деньги. У многих не остается даже этого. Многие просто спиваются. Но даже те, кто не деградировал, кто себя ценит и хочет зарабатывать - что это за люди? Это асоциальные личности, которые не могут интегрироваться в социальный коллектив. Возможность создания из этих людей плодотворно работающих коллективов весьма и весьма проблематична. Эти люди очень конфликтны, они с большим трудом идут на сотрудничество друг с другом, с администрацией. Главная их черта - это сильный негативизм. Это отнюдь не "классовое самосознание", если понимать под ним стремление к некой консолидации, отстаиванию общих интересов. Это форма социальной дезинтеграции, которую люди приобретали, начиная с ПТУ, оргнаборов, армии и т.п.
Если говорить о качестве трудового потенциала, то надо начинать с рабочего как с социального существа. Почему этими вопросами не занимается наша социология ?
Как ни странно, эти разрушительные тенденции сильнее всего проявили себя сравнительно поздно, в конце 70-х годов. Почему? Наиболее очевидный фактор - это дефицит труда. Раньше непривлекательные места в городе заполнялись выходцами из села, для которых это было какое-никакое повышение статуса и благосостояния. Показателен пример Белоруссии - она позднее вступила в стадию интенсивной перекачки населения в города. Этот процесс в Белоруссии завершается только сейчас, и там нет такого развала социальных структур, который наблюдается в центральной России. Когда миграционный потенциал деревни исчерпался, стали перемалывать городскую рабочую силу.
Сейчас у людей распалось представление о том, что такое достойное существование. Я говорю не об ориентирах в области потребления, а о социальных ориентирах образа жизни, стиля жизни. Если в обществе есть слишком мало образцов достойного существования, то люди не чувствуют почвы под ногами. Для того, чтобы общество было стабильным, в нем должно возникнуть достаточно большое число образцов жизни, соответствующих различным социальным нишам. Ясно, что эти образцы должны иметь наполнение в виде предметов благосостояния. Вот почему для нашего общества рост благосостояния является необходимым (но далеко не достаточным) элементом его социальной интеграции. В обществе должна быть восстановлена социальная стратификация. Только такое общество может обеспечивать внутреннюю интеграцию. Сейчас у нас общества по существу уже нет, оно распалось на конгломерат мафиозных структур.
Как работают предприятия в этих условиях? Если говорить о производствах, которые не деградировали, на которых поддерживается порядок и технологическая дисциплина, то эти предприятия вынуждены буквально забором отгораживаться от остального общества. С помощью высокой зарплаты, социальных благ они создают у себя стабильный коллектив, сами обучают людей. Круг таких предприятий становится все более узок, они не выдерживают конкуренции с мафиозными структурами. До последнего времени они держались за счет очень высокой зарплаты и развитой социальной инфраструктуры. Современная ситуация окончательно подрывают основу их существования.
Вопрос: Видите ли Вы связь между описанными Вами социальными процессами и распадом семей ?
Ответ: Безусловно. Основной фактор развала семьи - это асоциальное поведение мужчины. Асоциальное поведение мужчин - один из определяющих факторов жизни нашего общества. Признаки этого явления бьют в глаза: травматизм, пьянство, потеря социальной ответственности. Какова роль мужчины в молодой семье? Его главная роль - быть половым партнером. Никакой иной роли он не играет. На нем ничего не держится, нет никаких скрепляющих семью мотивов. Благосостояние семьи от него не зависит, оно обеспечивается за счет материальной помощи родителей. Это с одной стороны. А с другой - женщины более социализированы. Их роль связана с семьей, а семья еще не утратила социализирующих функций. Другое дело мужчина, который десоциализируется во внесемейных структурах. Встречаясь в семье, мужчина и женщина выглядят как две неравновесные фигуры.
Вопрос: Что Вы думаете о нашей российской социологии?
Ответ: Главное, что бросается в глаза, - это некая априорность, предвзятость наших социологических опросов. Таким опросам должны предшествовать какие-то исследования, и какое-то полученное на их основе предварительное знание. Если такого предварительного знания нет, то на чем могут быть основаны социологические опросы? У нас они чаще всего основываются на идеологии, на неких идеологических штампах. Но начинать исследования с таких штампов - по меньшей мере неконструктивно. Самосознание народа пытаются соотносить с некими идеологическими структурами, которые имеют к нему весьма слабое отношение.
Обращает на себя внимание, что отвечая на политизированные вопросы, очень много людей затрудняется с ответом. Порой процент затруднившихся доходит до 40%. Это как раз и показывает, что вопросы социологов идут вразрез с самосознанием людей.
С моей точки зрения, прежде чем выяснять структуру общественного сознания, определять проценты симпатий и антипатий, необходимо как-то исследовать само общественное сознание, понять его проблемы. Ясно, что наши люди отбрасывают советское прошлое, относятся к нему критически. Но какие позитивные представления стоят в их сознании за словом "рынок"?
Я думаю, что говоря о рынке, люди не требуют себе каких-то избыточных привилегий. Я даже не уверен, что они настаивают на очень большом материальном достатке. С моей точки зрения, в идеологическом слове "рынок" аккумулировались некие представления о справедливости, справедливом социальном порядке.
Итак, рынок в сознании наших людей - это не Америка, о которой они имеют самые смутные представления. Рынок - это определенный символ, знак, аккумулирующий в себе некую систему ценностей. Что это за система ? Мне кажется, что она возникла не сейчас, не в перестроечные годы, а значительно раньше. Она сформировалась по принципу отторжения от нашей прошлой системы, которой, конечно, же люди были недовольны. Таким образом, рассматриваемая система ценностей имеет в себе две компоненты: негативную, построенную по принципу отторжения от прошлого и позитивную, выражающую некие идеалы или устремления.
Эти идеалы могут в какой-то части совпадать с системой ценностей западных обществ, но именно в какой-то части, а отнюдь не полностью. Я думаю, что говоря о рынке и голосуя за него, наши люди имели в виду оплату по труду, то есть честную оплату за честный труд, принцип, чтобы каждый человек мог своим трудом себя обеспечивать. Среди негативных ценностей можно назвать ущемление бюрократии, которая всем заправляла, отказ от идеологической лжи. Но я хочу подчеркнуть, что в прошлой так называемой социалистической системе существовали и даже реализовывались ценности, приемлемые для общественного сознания. По ним сейчас развивается ностальгия, которая охватывает все слои общества, включая и так называемых сторонников реформ.
Таким образом, система ценностей в нашем обществе многослойна, и именно с этих позиций надо подходить к ее изучению. Я думаю, что и ностальгические, и негативистские, и, условно говоря, "позитивные" ценности присущи всему нашему общественному сознанию, а не каким-то отдельным социальным слоям. Речь может идти лишь о том, что в сознании отдельных людей или целых социальных групп эти ценности представлены, так сказать, с неодинаковым весом. В связи с этим представляется неправильной постоянная попытка наших социологов разделить общество на сторонников и противников реформ, а затем противопоставить их друг другу. Причиной столь механистичного подхода является идеологическая заштампованность мышления. Наша наука не делает ничего, чтобы вскрыть более глубокие пласты общественного сознания. Но надо еще сказать, что есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы общественное мнение было представлено в таких убогих рамках. В этом проявляется традиционная продажность нашей науки, ее готовность работать на чей-то социальный заказ.
Наши реформаторы ратуют за создание капитализма. Но ведь капитализм - это не самоцель, это всего лишь средство. И я повторяю свою гипотезу, что в сознании людей это не столько средство достижения некого суперблагосостояния, сколько средство достижения справедливости и реализации стандартов некой достойной жизни. Но ведь совершенно ясно, что капитализм, рыночное хозяйство, в той форме, в какой оно у нас реализуется, не оправдает этих ожиданий. Население не получит от реформ того, на что оно надеялось.
Негативизм, развившийся в сознании людей в брежневскую эпоху, позволил политикам разыграть карту общественного сочувствия и общественной поддержки. В те годы уже каждый понимал, что прежняя система в чем-то была несостоятельна. Люди хотели перемен и связывали с ними какие-то свои ожидания. Вот эти-то ожидания и надо было понять, чтобы на них ориентироваться, а не использовать их для политических манипуляций.
В дополнение к сказанному я хочу также отметить, что в нашем обществе существует еще одна система ценностей. Это криминальная система ценностей теневых сфер жизни. Мы уже не раз говорили, что в прежней системе существовала более или менее цивилизованная часть, но была и теневая, подпольная. Целые отрасли, крупные слои населения паразитировали на системе, жили в режиме, так сказать, самовознаграждения. Их ценности были построены на воровство, а именно эти ценности ныне обрели не сдерживаемую ничем свободу. Реализация этих ценностей стала сейчас доминантой общественной жизни. Если мы и переходим сейчас к капитализму, то это будет особый, криминальный капитализм, изнанка прежней социалистической системы. Изучение этих процессов и должно быть, с моей точки зрения, предметом социологических исследований.
Я должен сказать, что социологические исследования нам очень нужны. Это важная часть общественной рефлексии. Экономисты не могут ответить на многие важные вопросы, так как не располагают необходимым теоретическим и методическим аппаратом. Поскольку сотрудничество с социологами не складывается, экономисты вынуждены отвечать на эти вопросы сами, чисто умозрительным путем. Таковы вопросы социальной дифференциации и многие другие. Многие проблемы вообще выпадают из поля нашего зрения. Все это весьма печально.