Эффективность использования трудовых ресурсов в вооруженных силах РФ

 

Введение

Среди проблем, с которым столкнется экономика России в ближайшие годы многие эксперты называют сокращение численности населения в трудоспособном возрасте. Так, в своем выступлении на Гайдаровском форуме 2017 г. А.Л.Кудрин выдвинул на первый план мысль о том, что в настоящее время перед страной стоят серьезные вызовы, первым среди которых был назван демографический тренд: сокращение доли трудоспособного населения в активном трудоспособном возрасте. Ссылаясь на прогноз Росстата, А.Л.Кудрин сказал:

  • По прогнозу Росстата мы перешли к тренду непрерывного снижения численности трудоспособного населения. … К 2030 году у нас молодое поколение в трудоспособном возрасте сократится на 10 миллионов человек.

Для дальнейшего анализа необходимо отметить, что А.Л.Кудрин не совсем точно выразился. Речь идет не о молодежи, вступающей в трудовой возраст, а о наиболее трудоспособных возрастных когортах 24 – 43 лет. Численность в этих возрастных группах за период 2018 по 2030 гг. действительно уменьшится с 34,8 до 24,1 млн. чел., т.е. на 10,7 млн. чел. Одновременно численность возрастных когорт 18 – 23 лет за тот же период увеличится с 7,1 до 8,5 млн. чел.

Выход из положения А.Л.Кудрин видит в повышении пенсионного возраста и организации непрерывного образования трудоспособного населения всех поколений.

Однако люди предпенсионного возраста не могут заменить собой молодежь, вступающую в трудоспособный возраст. Особенно это относится к ситуации, когда в стране будут происходить быстрые социально-экономические и технологические преобразования. Хорошо аргументировал эту мысль один из мэров моногородов, принимавших участие в обсуждении главных идей Стратегии.

  • Вариант Кудрина, что женщины после 55, а мужчины после 60 лет заменят молодежь – это спорный тезис. Этими цифрами можно оперировать только для расчетов. Формально рабочую силу мы не теряем, но за счет кого? За счет пенсионеров. Это они будут проводить в жизнь новые подходы? У них даже с освоением компьютеров большие проблемы.

Таким образом, не отрицая важности предлагаемых А.Л.Кудриным мер, главным направлением работы видится повышение эффективности труда вступающей в трудоспособный возраст молодежи.

Одним из крупнейших потребителей молодежных трудовых ресурсов является российская армия. Служба в армии по призыву является конституционной обязанностью мужской части молодежи, достигшей 18 лет и не имеющей официального освобождения от нее. Фактически речь идет о всеобщей воинской обязанности молодых мужчин, хотя сегодня этот термин не используется в законодательстве.

С точки зрения оценки эффективности использования трудовых ресурсов армия должна рассматриваться, как специфичная, но все же отрасль экономики. Соответственно и критерии эффективности должны хотя бы отчасти соответствовать критериям, используемым в других отраслях.

Проблема эффективности использования труда молодых мужчин в условиях существования института службы по призыву должна рассматриваться в двух аспектах:

  • эффективность использования труда в армии;
  • влияние института воинского призыва на образовательную и трудовую карьеру молодых мужчин.

Оценка эффективности использования трудовых ресурсов в армии затрудняется режимом секретности. Получение систематических данных по этой причине сильно затруднено. Ниже описаны результаты и выводы, основанные на следующей информации:

  • социологические исследования дедовщины в армии, проведенные автором данного отчета в конце 80-х и начале 90-х годов;
  • доступная статистика по численности призывного контингента и численности военнослужащих;
  • публикации в СМИ;
  • пилотажная фокус-группа с военнослужащими рядового состава, пошедшими службу по призыву и недавно демобилизованными из армии.

Данный отчет представляет собой первую часть работы, основанную в основном на прошлых социологических исследованиях, доступной статистике и публикациях в СМИ. Анализ результатов фокус-группы будет представлен позднее.

Эффективность использования трудовых ресурсов в российской армии

 

  • История вопроса: с 70-х годов прошлого века до 2008 года

Избыточная численность рядового состава. В прошлом советская и российская армия (до 2008 г.) была трудоизбыточна. Судя по социологическим опросам демобилизованных военнослужащих, проводившимся в конце 80-х и начале 90-х годов, армия не располагала достаточным количеством материальных средств для того, чтобы загрузить весь призванный на службу контингент разумно организованной работой по боевой подготовке и боевому дежурству.

В результате значительная доля призванных в ВС РФ военнослужащих размещалась в воинских частях, обеспеченных лишь койко-местами в казармах и посадочными местами в столовых, а из вооружения – автоматом Калашникова. Выезд на стрельбы зачастую осуществлялся два раза за весь срок службы с незначительным количеством патронов. По многочисленным свидетельствам, это было массовой практикой.

Фактически такие части были не армией, а резервацией для принудительного содержания призванных в армию лиц. В таких резервациях солдат не учили даже стрелять. Основное время службы военнослужащие в таких резервациях были заняты несвойственными или нецелесообразными видами деятельности. Точные данные о численности военнослужащих в таких резервациях отсутствуют, однако, судя по результатам опросов, их доля могла составлять до половины всей численности рядового состава армии и даже более.

Демографические волны и некомплект личного состава. Принцип всеобщей воинской обязанности предполагает, что в армию должны призываться все мужчины, достигшие 18-летнего возраста (за исключением лиц, освобожденных от призыва). Однако численность таких мужчин сильно колеблется в зависимости от демографических волн.

На этапах демографического подъема армия обязана принимать возросшую численность призывников. Однако армия не располагала необходимым количеством вооружения и другого имущества для полноценного обеспечения этого дополнительного контингента. Поэтому в советской и российской (до 2008 г.) армии создавались новые части и подразделения (в основном мотострелковые), подпадающие под категорию описанных выше резерваций. Важно, что численность таких резерваций включалась как в фактическую, так и в штатную численность вооруженных сил.

В периоды демографических спадов заполняемость резерваций уменьшалась, что и служило основанием для ведомственно-эгоистичных заявлений о некомплекте личного состава и требований об увеличении численности призывного контингента за счет отмены льгот и отсрочек.[1]

В 80-е годы эти заявления послужили основанием для массового призыва в армию студентов, а также – без афиширования – лиц с дефектами здоровья, освободившихся из мест заключения, наркоманов и др. Планирование численности призывного контингента методом «от достигнутого» приводило к сохранению численности «лишних» солдат, содержавшихся в армейских резервациях при одновременном ухудшении социальной обстановки в них.

Доля ручного труда в армии. Доля ручного труда является важным показателем эффективности использования трудовых ресурсов. В советской промышленности в 80-е годы доля ручного труда по официальным данным составляла около 35%, в строительстве и сельском хозяйстве еще выше.

Вопрос о доле непроизводительного ручного труда в армии не ставился ни в советское, ни в постсоветское время. Многие образцы вооружений и техники создавались без учета трудоемкости их обслуживания. Примером может служить нуждающаяся в проверке, но правдоподобная информация СМИ о том, что поверхности боевых кораблей стран НАТО покрыты специальным полимерным составом, уменьшающим трудоемкость уборки и снижающим потребность в малярных работах. В российском военном флоте сохраняется высокая потребность в малярных работах на военных судах, о чем свидетельствует высказывания респондентов фокус-группы (см. ниже).

  • Современная ситуация

Динамика численности основных категорий военнослужащих. После сокращения срока службы по призыву с 2 лет до 1 года в 2007 – 2008 гг. общая численность личного состава российской армии к 2011 году стабилизировалась на уровне около 1 млн. чел.

К концу 2017 года в российской армии будет насчитываться 425 тыс. контрактников, 300 тыс. срочников и 270 тыс. офицеров, прапорщиков и мичманов (источник: http://21russia.ru/news/army/2014-10-30/chislo-kontraktnikov-armii-rossii-vpervye-prevysilo-chislo-prizyvnikov).

Численность офицеров, прапорщиков и мичманов с 2011 г по 2017 г. сократилась с 320 тыс. чел до 270 тыс. чел.

Сведения о численности военнослужащих, призываемых на службу в Вооруженные силы, публикуются с 1994 г. Динамика их численности, а также динамика численности возрастной когорты мужчин в возрасте 18 лет, даны в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Динамика численности мужчин во возрасте 18 лет и численности призванных на службу в Вооруженные силы.

Год Численность мужчин в возрасте 18 лет, тыс.чел. Численность призванных в Вооруженные силы, тыс. чел. Отношение числа призванных к численности возрастной когорты Примерная численность военнослужащих по призыву, тыс. чел.
1994 1060 467 0,44 934
1995 1080 434 0,41 868
1996 1090 415 0,38 830
1997 1100 403 0,37 806
1998 1120 348 0,31 696
1999 1150 374 0,33 748
2000 1180 383 0,31 766
2001 1260 383 0,29 766
2002 1280 336 0,26 672
2003 1260 351 0,28 702
2004 1240 342 0,28 684
2005 1220 299 0,25 598
2006 1190 248 0,21 496
2007 1120 266 0,24 532
2008 1040 352 0,34 528
2009 970 577 0,59 577
2010 840 549 0,65 549
2011 820 355 0,43 355
2012 760 296 0,40 296
2013 720 303 0,42 303
2014 690 308 0,45 308
2015 680 297 0,44 297
2016 670 305 0,46 305
2017 670 300 0,45 300

Источники: Росстат; https://ru.wikipedia.org/wiki/Вооружённые_Силы_Российской_Федерации

Цифры, приведенные в таблице, вызывают много вопросов. Ниже будут анализироваться лишь те аспекты, которые имеют прямое отношение к сегодняшней ситуации.

Военная реформа 2007 г. предусматривала не только сокращение срока службы по призыву, но и одновременно отмену большого числа льгот, дававших отсрочку или освобождение от призыва (включая ликвидацию большей части военных кафедр при ВУЗах). Это позволило значительно увеличить численность призывников. Их доля в возрастной когорте 18-летних мужчин возросла с 24% в 2007 г. до 59% в 2009 г. и 65% в 2010 г. Это позволило сохранить численность военнослужащих по призыву на уровне около 550 тыс. чел.

Далее произошел спад численности служащих по призыву до 355 тыс. чел. в 2011 г. и примерно до 300 тыс. чел. в 2012 – 2017 гг. Отчасти это может быть объяснено демографическими причинами, поскольку численность мужчин в возрасте 18 лет за указанный период сократилась на 20%.

Снижение численности военнослужащих по призыву компенсировалось увеличением численности контрактников. При этом выпускникам ВУЗов, а позднее и выпускникам средних профессиональных учебных заведений, имеющих востребованные в Вооруженных силах специальности, было разрешено поступать на службу по контракту без прохождения службы по призыву (или после прохождения срочной службы в течение трех месяцев). Возможно, этим объясняется снижение соотношения между численностью призывников и численностью мужчин в возрасте 18 лет (с 0,65 в 2010 г. до 0,45 в 2014 – 2017 гг.). Другими словами, часть мужчин 18-летнего возраста, ранее поступавших на службу по призыву, теперь сразу поступают на службу по контракту, и не попадают в статистику служащих по призыву.

Таблица 2. Численность рядового состава Вооруженных сил РФ, служащего по контракту

Год Численность рядового состава, служащего по контракту, тыс. чел.
2011 230
2012 Нет данных
2013 Нет данных
2014 316
2015 352
2016 384
2017 425
2020 (план) 500

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вооружённые_Силы_Российской_Федерации

Суммируя сказанное, можно выделить следующие главные тенденции в комплектовании Вооруженных сил РФ личным составом.

  • Общая численность военнослужащих начиная с 2011 г. составила с незначительными колебаниями 1 млн. чел.
  • Численность офицеров, прапорщиков и мичманов в период 2011 – 2017 гг. сократилась с 320 до 270 тыс. чел.
  • Численность военнослужащих рядового состава по призыву после 2011 г. стабилизировалась на уровне около 300 тыс. чел.
  • Численность военнослужащих рядового состава по контракту за период с 2011 – 2017 гг. увеличилась с 230 до 425 тыс. чел. К 2020 г. их численность будет продолжать увеличиваться и составит 500 тыс. чел.
  • Численность мужчин в возрасте 18 лет за период 2011 – 2017 гг. снизилась с 820 тыс. чел. до 670 тыс. чел.

Демографическая волна и численность военнослужащих в предстоящем периоде. Динамика численности мужчин в возрасте 18 лет подвержена колебаниям в соответствии с демографическими волнами. Фактическая динамика прошлых лет и демографический прогноз Росстата показывают, что для указанной возрастной когорты период с 2016 по 2018 гг. является «дном» снижения численности. Начиная с 2019 г. численность когорты начнет расти и достигнет на пике 1007 тыс. чел. в 2034 г. (увеличение на 35%).

Таблица 3. Численность мужчин в возрасте 18 лет по прогнозу Росстата

Год Численность мужчин в возрасте 18 лет, тыс. чел.
2018 670
2019 712
2025 773
2030 945
2034 1007

Источник: Росстат.

С учетом прогнозируемого роста численности мужчин в призывном возрасте комплектование Вооруженных сил РФ может осуществляться по следующим сценариям.

  • При сохранении неизменной численности военнослужащих ВС РФ на уровне 1 млн. чел., численности офицеров, прапорщиков и мичманов на уровне 270 млн. чел. и рядовых-контрактников на уровне 500 тыс. чел., численность военнослужащих по призыву к 2034 г. должна составить 230 тыс. чел. При этом отношение численности призывников к численности призывной возрастной когорты снизится с 0,45 до 0,20. Это означает, что должен быть либо существенно расширен перечень оснований освобождения от службы, либо призыв в армию должен стать выборочным. При этом дискриминация военнослужащих по призыву как отношению к тем, кто не был призван, так и к тем, кто поступил на службу по контракту без прохождения срочной службы станет настолько очевидной, что условия прохождения службы по призыву придется приравнивать к контрактникам. Последнее фактически означает отказ от комплектования армии по призыву, поскольку де-факто все военнослужащие рядового состава станут контрактниками.
  • При сохранении неизменной численности офицеров, прапорщиков и мичманов, численности рядовых-контрактников, а также соотношения численности призывников к численности возрастной когорты общая численность Вооруженных сил РФ возрастет до 1220 тыс. чел., а численность служащих по призыву до 450 тыс. чел. После 2034 г. эти цифры вновь начнут снижаться. Значительные колебания численности служащих по призыву численности Вооруженных сил вновь приведут к возникновению «резерваций», не имеющих ни военного, ни экономического значения.
  • Теоретически может быть рассмотрен вариант, при котором численность военнослужащих по призыву возрастет до 450 тыс. чел, а число контрактников снизится с 500 тыс. чел. до 350 тыс. чел. (при неизменной численности Вооруженных сил 1 млн чел.). Однако сокращение численности контрактников после предпринятых усилий по их набору и обучению представляется нецелесообразным.

Таким образом, наиболее целесообразным представляется вариант, при котором будет продолжена политика увеличения численности контрактников при неизменной численности личного состава Вооруженных сил. Такая политика создаст предпосылки для полной отмены института призыва на службу в Вооруженные силы.

Эффективность использования труда в армии. В прошлые годы эффективность использования трудовых ресурсов в армии была низкой из-за избыточной численности рядового состава, проходящего служб по призыву. Низкая эффективность проявлялась широком распространении несвойственных военнослужащим видов труда, а также в высокой доле ручного труда, особенно во вспомогательных подразделениях. Сегодня, судя по доступной информации, доля несвойственных видов труда в Вооруженных силах РФ значительно сокращена, хотя точные данные на этот счет отсутствуют.

Что касается неэффективного ручного труда, то его доля предположительно остается высокой, о чем свидетельствует следующие высказывания демобилизованного военнослужащего. Обращает на себя внимание, что этот военнослужащий, который весь срок службы проработал маляром, имел высокую мотивацию к обучению военной специальности и добровольно обучался ей в свободное время.

  • Моя профессия – маляр. По военному билету маляр. Служил на корабле радиоразведки. Маляр по должности, я малярил. Просто как рабочая сила. Чему там учить? Красить не умеешь, что ли? Если не умеешь, научишься. А если брать сослуживцев, кто занимался непосредственно радиоразведкой, они обучены хорошо.
  • У меня было свободное время, я общался с ребятами. Я пришел на корабль разведки, интересно же, что это такое? Я, допустим, приду домой. Спросят: где служил? Скажу: корабль разведки. А кем служил? Маляром. В разведке шаришь? Нет. Это ж как-то некрасиво, самому неудобно будет, что не узнал ничего. Поэтому я у ребят обучался. Под конец я, маляр, знал больше, чем разведчики наши.
  • Для разведки главное – это обучение, буквально первый месяц дается на то, чтобы матрос все знал, что ему следует по специальности военной. У нас ребята и корабль могут завести, угнать, и разведку провести, и связаться, когда надо, и пригнать, проблем нет. Обучают будь здоров.

Возникновение конкурса на службу в Вооруженных силах. В настоящее время условия прохождения службы в Вооруженных силах РФ существенно изменились. Престиж военной службы значительно возрос. Так, согласно социологическому опросу ВЦИОМа от 30.03.2017 профессия военнослужащего по привлекательности оказалась на втором месте после профессии медицинского работника (в 2012 г. она была на шестом месте). Рейтинг привлекательности вырос с 6% в 2012 г. до 13 % в 2017 г. https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116138

Рост престижа военной службы выразился также в росте конкурса при поступлении в военные учебные заведения. Конкурс во многие военные учебные заведения впервые за последние десятилетия достигает 8-9 человек. https://lenta.ru/articles/2015/12/22/gpv/.

Повышение привлекательности профессии военнослужащего отчасти связано с экономическим кризисом. Но в еще большей мере сыграло роль улучшение условий прохождения военной службы и, возможно, пропагандистская кампания в СМИ.

Возникновение конкурса на поступление на военную службу является важной предпосылкой для перехода комплектования армии целиком на контрактную основу. Руководство Минобороны РФ понимает это, о чем свидетельствует следующее высказывание Министра Обороны С.К. Шойгу:

  • В апреле 2015 года министр обороны Сергей Шойгу, поздравляя 300-тысячного контрактника, выразил надежду, что в конечном итоге Российская армия станет «полностью профессиональной». Источник: https://www.gazeta.ru/army/2017/02/17/10530731.shtml#page3

Аналогичное мнение высказал и президент РФ В.В.Путин:

  • Путин заявил: «Мы должны иметь в виду, что мы постепенно уходим вообще от службы по призыву». При этом он посетовал, что бюджетные ограничения замедляют процесс, но пообещал, что реформа будет продолжаться и дальше: «Так что пройдет небольшое время, когда вообще этот вопрос будет неактуален». Ноябрь 2017 г.
    Источник: http://newrezume.org/

Вместе с тем, несмотря на официально высказанные позиции В.В.Путина и С.К Шойгу их точка зрения до сих пор не является обще признанной. В СМИ со ссылкой на Минобороны пишут и о других возможных вариантах реформирования принципов комплектования Вооруженных сил, включая увеличение сроков службы, мотивированное с нехваткой призывников. Эти аргументы кажутся пришедшими их 80-х годов прошлого века и основаны на грубом искажении демографических фактов, поскольку факты свидетельствуют не о дальнейшем снижении, а о начале роста численности мужчин призывного возраста. Тем не менее, такие аргументы продолжают звучать.

  • Сейчас в Минобороны рассматриваются различные варианты армейской реформы, в том числе увеличение сроков срочной службы в связи с нехваткой призывников («яма» рождаемости рубежа веков). Источник: http://www.eg.ru/daily/melochi/66561/

Выводы

  1. В Вооруженных силах РФ созрели предпосылки для перехода в ближайшие годы на контрактный способ комплектования. К числу этих предпосылок относятся.
  • Численность контрактников в Вооруженных силах уже сейчас превысила численность служащих по призыву. В дальнейшем, согласно опубликованным планам, это превышение будет возрастать, что создает возможность для полного отказа от призывного способа комплектования.
  • Рост квалификационных требований к военнослужащим у современных условиях, необходимость постоянной подготовки и переподготовки военнослужащих.
  • Публикуемые в СМИ данные говорят о росте престижа военной службы и возникновении конкурса на поступление на военную службу. Это снимает существовавшие ранее ограничения на привлечение необходимого числа военнослужащих как с точки зрения их количества, так и с точки зрения качества (пригодности к специфичным условиям военной службы).
  • Прогнозируемая демографическая динамика уже в скором времени приедет к необходимости либо значительного увеличения списка причин, дающих освобождение от службы в армии, либо перехода к практике выборочного призыва. Оба варианта представляются крайне нецелесообразными.
  1. Переход на контрактный способ комплектования дает следующие преимущества.
  • Исключается влияние демографических волн на численность призывников. Благодаря этому исчезает необходимость в создании «резерваций», в которых принудительно содержится призванный контингент, который из-за отсутствия материальных средств не удается занять разумно организованной работой по боевой подготовке и боевому дежурству.
  • Установленный законом срок службы по призыву для некоторых военных специальностей является недостаточным, для других избыточным. Контрактный способ формирования Вооруженных сил позволяет устранить эти диспропорции.
  • Переход на контрактный способ комплектования позволяет разделить военную и гражданскую типы трудовой карьеры. В условиях ожидаемого роста спроса на молодежь, преимуществ раннего старта трудовой карьеры и роста требований к квалификации персонала во всех отраслях экономики разделение типов карьеры имеет важное экономическое значение.
  1. Есть основания предполагать, что в современной российской армии сохраняются сферы неэффективного использования трудовых ресурсов. Особенно это касается служащих по призыву. Основания для таких предположений состоят в следующем.
  • Советская и российская армия до 2008 г. была трудоизбыточной с точки зрения возможностей обеспечения военнослужащих материальными средствами, необходимыми для разумно организованной работы по боевой подготовке и боевому дежурству. Этот факт можно считать твердо установленным. После 2008 г. ситуация, вероятно, изменилась к лучшему. Тем не менее, трудоизбыточные «резервации» частично могли сохраниться, особенно среди служащих по призыву. Этот вопрос требует изучения.
  • В советское и постсоветское время служба в армии характеризовалась значительной долей неэффективного ручного труда. Если в отношении гражданских отраслей экономики эта проблема была осознана еще в 70-е годы прошлого века, то в отношении армии этот вопрос ни разу не был поставлен ни в советское, ни в постсоветское время. Трудоизбыточность советской и российской до 2008 г. армии не создавала в промышленности и в самой армии стимулов для сокращения ручного труда. К сожалению, и после 2008 г. это вопрос не был публично поставлен. Отсюда возникает гипотеза, что данная проблема до сих пор не находится в фокусе внимания военного и военно-промышленного руководства страны. Предположительно доля ручного труда в армии остается высокой. Этот вопрос требует изучения и обсуждения с военными и военно-промышленными экспертами.

 

Предложения

  1. Разработать и реализовать план по переводу Вооруженных сил РФ на контрактный способ комплектования личным составом в течение ближайших лет.
  2. Изучить вопрос о наличии в армии трудоизбыточных и трудонедостаточных сфер применения труда военнослужащих. Разработать меры по устранению таких дисбалансов.
  3. Дать количественную оценку количеству ручного труда в армии и разработать план по его сокращению. Особенно это касается вспомогательных и обслуживающих подразделений. Российская армия должна стать технически передовой не только в отношении вооружений, но и в отношении вспомогательных (обслуживающих) работ.
  4. Для оценки эффективности использования трудовых ресурсов в армии могут быть использованы методы, используемые в промышленности: фотографии рабочего (служебного) дня, методики отнесения профессий и видов деятельности к ручному, механизированному и автоматизированному труду. При невозможности использования таких методов они с определенной долей приближения могут быть заменены социологическими опросами военнослужащих, недавно демобилизованных из рядов Вооруженных сил.
  5. Учитывая, что в советское время планы по сокращению ручного труда во многом выполнялись фиктивно за счет статистических манипуляций, целесообразно установить план по сокращению общей численности Вооруженных сил за счет сокращения неэффективного и ручного труда. Возможно, на техническое обеспечение этой цели следует выделить приоритетное финансирование.

[1] С исторической точки зрения интересно следующее высказывание Н.С.Хрущева, обращенное к военным, возражавшим против сокращения срока службы: «Сроки службы сократили не случайно. Народному хозяйству требуются рабочие руки, их не хватает везде, куда ни глянь, а тем временем молодые люди, служа в армии, только потребляют и ничего не производят. Вы когда-нибудь задумывались, сколько полезных вещей произведут вернувшиеся из армии на год раньше военнослужащие?». Подробнее здесь: http://jim-garrison.livejournal.com/953801.html#comments