Для изучения возможностей реформирования Российской Академии Наук в октябре-ноябре 2006 г. был проведен опрос методом глубокого интервью 21 сотрудника РАН, являющихся руководителями и научными лидерами эффективных научных коллективов (как правило, лабораторий).

Эффективные научные лидеры выявлялись методом снежного кома по двум следующим критериям:

Наряду с этими интервью в аналитической части работы использовались также относящиеся к теме материалы прошлого исследования (2005 г.) и релевантные публикации в СМИ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Была ли эффективной советская академическая наука?

2. Двойственность мировоззрения российских ученых

3. Имеют ли академические разработки прикладное значение?

4. Объемы и источники финансирования эффективных научных коллективов в составе РАН

5. Об источниках конечного спроса на академическую науку

6. Субъективные причины скептического отношения

российских ученых к возможности интеграции с бизнесом

7. Причины, по которым практический потенциал академических разработок не реализуется

8. Отношение научных лидеров к реформированию РАН

9. Международный характер современной российской науки

10. Оценка современного кадрового потенциала РАН

11. Основные постулаты реформирования академической науки

12. Идея наделения российских научных институтов эндаументами

13. Предложения по реформированию российской академической науки

1. Была ли эффективной советская академическая наука?

Ответ на этот вопрос зависит от того, по какому критерию следует оценивать ее эффективность.

Советская академическая наука была эффективной в том смысле, что могла в лабораторных условиях получать результаты, близкие к переднему краю мировых научных исследований, причем по очень широкому кругу научных направлений.

Вместе с тем, советская академическая наука не была эффективной в том смысле, что ее результаты, пригодные для практического использования, не использовались на практике. Это утверждение, безусловно, справедливо для гражданского сектора советской экономики.

В военно-промышленном комплексе ситуация была иной, но и здесь об эффективном внедрении речь могла идти лишь в тех случаях, когда некая научная разработка была востребована в рамках конкретного военно-технического проекта. Очень многие передовые научные разработки, которые могли быть использованными в военно-технических и гражданских проектах, на практике не использовались годами и десятилетиями. Такая политика обосновывалась своего рода идеологией, согласно которой научные исследования в СССР должны были вестись максимально широким фронтом на тот случай, если некоторые из них окажутся востребованными в рамках того или иного военно-технического проекта.

В результате к началу 90-х годов советская академическая наука располагала огромным количеством научно-технических заделов, пригодных для широкого практического использования, но фактически не использовавшихся. Советская наука была «советской» в плохом смысле этого слова: она омертвляла на стадии полупродуктов огромные научные ресурсы, которые затем никак не использовались.

Ныне, в 2006 г., по мнению опрошенных экспертов, многие заделы оказались утраченными, но многие сохранены, однако по-прежнему находятся на стадии лабораторных разработок без перспектив реального внедрения.

2. Двойственность мировоззрения российских ученых

Мировоззрение российских академических ученых отличается определенной двойственностью, оставшейся с советских времен. С одной стороны, они считают, что наука необходима России для создания новых технологий, которые станут основой ее экономического развития. Именно этим аргументом они обосновывают ее право на существование и запросы на финансирование.

С другой стороны, они убеждены, что академическая наука не должна иметь никакой связи с коммерцией, и должна финансироваться государством исключительно на безвозвратной основе. Логическая противоречивость такого мировоззрения российских ученых является серьезным тормозом на пути реформирования российской науки.

3. Имеют ли академические разработки прикладное значение?

Большинство опрошенных научных лидеров считают, что многие их разработки могут иметь прикладное значение, однако потенциал таких разработок не реализуется. Причины, по которым он не реализуется, будут рассмотрены ниже. Здесь же отметим сам факт, что почти все научные лидеры считают свои разработки перспективными с практической точки зрения. Формулировка, наиболее точно отражающая мнение активных ученых по поводу своей деятельности звучит так: «Чистая наука с возможностью прикладного использования».

4. Объемы и источники финансирования эффективных научных коллективов в составе РАН

При планировании данного исследования была выдвинута гипотеза, что в составе РАН имеются эффективные научные коллективы, сумевшие решить проблему собственного финансирования и эффективно развивающиеся. К сожалению, в части решения проблемы финансирования эта гипотеза не подтвердилась.

Основным источником финансирования научные лидеры назвали российский государственный бюджет, средства которого поступают по нескольким каналам: «рутинное» финансирование РАН заработной платы сотрудников, гранты РФФИ, профильного отделения РАН, президиума РАН, Минобрнауки РФ.

Почти все научные лидеры, опрошенные в рамках данного проекта, сообщили, что с точки зрения финансового и материального обеспечения их коллективы находятся на грани выживания, испытывают значительный дефицит финансовых и материальных средств. Кадровое воспроизводство в них нарушено, инфраструктура стареет и изнашивается. По мнению опрошенных ученых, финансирование аналогичных разработок на Западе на порядок превышает отечественное.

Объемы финансирования через зарубежные гранты, по мнению опрошенных ученых, в последние годы снизились, хотя в 90-е годы они сыграли большую роль в поддержке российской науки.

Не нашла подтверждения гипотеза о том, что эффективные научные коллективы сумели привлечь для своей деятельности инвестиционные средства от промышленности и других производящих отраслей (отечественных или зарубежных). Заказы такого рода имели место лишь эпизодически, в виде единичных случаев, не меняющих ситуацию в целом. Большинство опрошенных ученых выразило скептичное отношение к таким возможностям.

5. Об источниках конечного спроса на академическую науку

Основными источниками конечного спроса на фундаментальные научные разработки в мировой практике являются:

В России в настоящее время главными источниками финансирования академической науки являются прямое государственное финансирование и отчасти военные разработки. К сожалению, эти источники малы по объему, неэффективно используются и, главное, имеют краткосрочный характер. В перспективе они подвержены макроэкономическим, политическим и коррупционным рискам.

Что касается российского высшего образования, то оно само находится в глубоком институциональном кризисе, без преодоления которого эта отрасль не сможет стать источником финансирования фундаментальной науки.

Научная благотворительность в России не получила серьезного развития, а объемы поступающей в Россию западной научной благотворительности, т.е. грантов, снижаются.

Российская фундаментальная наука не сможет эффективно развиваться, опираясь исключительно на перечисленные источники, особенно с учетом названных рисков, которые неизбежно будут приводить к периодическим обвалам в финансировании. Российские ученые хорошо понимают это, поэтому многие из них испытывают неуверенность и пессимизм в отношении перспектив российской науки.

Таким образом, единственным реальным источником значительного увеличения финансирования российской науки является все-таки инновационный бизнес, хотя именно этот вариант рассматривается российскими учеными как наиболее проблематичный.

6. Субъективные причины скептического отношения российских ученых к возможности интеграции с бизнесом

Сами российские ученые в большинстве отвергают путь интеграции академической науки с бизнесом и настаивают на увеличении финансирования традиционными для РАН способами. Некоторые из них признают необходимость увеличения доли финансирования через гранты, но эта точка зрения имеет среди ученых и своих противников.

Так или иначе, российские ученые и их научные лидеры убеждены, что академическая наука не должна коммерциализироваться и зарабатывать деньги на рынке. Главные причины, которые были названы опрошенными научными лидерами, состоят в следующем.

А. Мнение о психологической невозможность совмещать науку с коммерцией

Б. Страх «переродиться» из ученых в коммерсантов

В. Недоверие к менеджменту, который «некомпетентен» и «все разворует»

Названные психологические причины следует признать обоснованными, но с одной существенной оговоркой. Академические ученые ошибаются, считая себя исключением из общего правила. Их случай не является исключением, поскольку точно такая же ситуация существует и в других отраслях. В промышленности никто не требует от рабочих, чтобы они сами продавали на рынке продукты своего труда. Для этого существует менеджмент и внешняя институциональная среда.

7. Причины, по которым практический потенциал академических разработок не реализуется

Существует сложный комплекс объективных причин, по которым практический потенциал российских академических разработок не реализуется. Главными из них являются следующие.

1. Психологические и идеологические причины, которые рассматривались выше. Ученые, профессионально сформировавшиеся в советскую эпоху, идеологически убеждены, что их дело - это фундаментальные разработки, а их практической реализацией должен заниматься кто-то другой. Это мировоззрение нашло яркое выражение в интернет-форуме, где шла дискуссия о будущем российской науки: «Урожай есть, убирать ленятся». Автор этого высказывания выразил таким способом мысль, что российские ученые создали много заделов, пригодных для практической реализации, а российское государство не хочет «убирать урожай» (см. http://belan.livejournal.com/15153.html).

2. Отсутствие внедренческой инфраструктуры. В советское время номинально существовала внедренческая цепочка, состоявшая из трех звеньев: академическая наука - отраслевая наука - производство. К сожалению, в действительности эта цепочка практически не работала. Исключением были только военно-технические программы. В позднее советское время отраслевые институты гражданских отраслей все более обособлялись как от науки, так и от производства, превращаясь в придаток аппарата отраслевых министерств. Не случайно именно эти институты мгновенно исчезли в ходе экономических реформ, причем многие из них фактически перестали существовать еще до 1991 г. Тем не менее, хотя данная внедренческая цепочка существовала в основном лишь в теории, сегодня некоторые академические ученые с сожалением вспоминают о ней, забывая о ее неэффективности.

Вместе с тем, многие научные лидеры, особенно из числа тех, кто активно сотрудничает с западными научными структурами, понимают, что для российской науки обратного пути в советскую эпоху нет. Эти же ученые хорошо понимают, что в странах, являющихся мировыми научными лидерами, существует своя внедренческая цепочка, институционально более сложная и более эффективная, чем бывшая российская отраслевая наука. В России такая цепочка не создана даже в зачаточном состоянии, и это, по существу, является главной причиной кризиса российской науки.

3. Отсутствие спроса на внутреннем рынке. Этот факт хорошо известен и многократно подчеркивается учеными. Основные макроэкономические причины видятся в высокой доходности иных областей деятельности: сырьевых отраслей, розничной торговли, незаконной и полузаконной экономической деятельности (например, сдачи в аренду институтских помещений). Другим фактором является невозможность формирования в России долгосрочных экономических стратегий из-за политической и макроэкономической нестабильности.

4. Неумение работать на международных рынках. Эффективные российские ученые хорошо освоили рынок зарубежных грантов, конференций, стажировок и временной работы в западных университетах и научных организациях. Вместе с тем, случаи сотрудничества с зарубежным инновационным бизнесом чрезвычайно редки и во многих случаях эпизодичны.

5. Кризис российской научной, технической и экономической экспертизы. Этот фактор чрезвычайно важен для оценки перспектив создания государственных структур, занимающихся инновационным бизнесом. Опрошенные научные лидеры выразили скептическое отношение по отношению к таким структурам, считая, что они не смогут эффективно работать из-за коррупции и некомпетентности чиновников. По этой причине многие научные лидеры настаивают на том, чтобы в России к научной экспертизе привлекались авторитетные зарубежные ученые.

8. Отношение научных лидеров к реформированию РАН

Научные лидеры признают неэффективность РАН, устарелость принципов ее работы и несоответствие этих принципов рыночной экономике. Вместе с тем, они выступают против ликвидации или радикального реформирования РАН. Главная причина состоит в том, что любому другому менеджменту (чиновничьему или коммерческому) ученые доверяют еще меньше.

Кроме того, ученые считают, что РАН - это известный во всем мире научный бренд, отчасти сохранивший свою репутацию и поныне. Исчезновение этого бренда резко затруднит возможность установления научных контактов между российскими и западными научными организациями.

Ни один из опрошенных научных лидеров не выразил желания выйти из состава РАН вместе со своим коллективом, поскольку, по их мнению, в таком случае они сразу потеряют финансирование, инфраструктуру и академический бренд.

9. Международный характер современной российской науки

Советская наука представляла собой гигантскую автаркичную научную систему, пытавшуюся практически по всем направлениям конкурировать с мировой наукой. Решение такой задачи было не по силам даже хорошо финансировавшейся советской науке, не говоря уже о современной российской. Идеологически мотивированная отгороженность советской науки от мировой была одним из важнейших факторов, снижавших эффективность проводившихся в СССР научных исследований.

Ныне, согласно свидетельствам лидеров научных коллективов, научной автаркии в академической науке больше нет. Российская наука в той части, в которой она сохраняет мировой уровень, стала международной. Дееспособные ученые и научные коллективы часто бывают на Западе, хорошо знают западных научных коллег и интенсивно взаимодействуют с ними. Поэтому любые планы реформирования российской науки должны быть направлены не на восстановление автаркии, а на усиление сотрудничества с мировой наукой. Исключением могут стать только военно-технические разработки, но этот вопрос следует рассматривать отдельно.

Встраивание в систему международного сотрудничества необходимо еще и потому, что рынок инновационной продукции является общемировым и высоко конкурентным. По свидетельству одного из экспертов, попытка создания инновационной продукции исключительно для внутреннего рынка провалилась даже в Китае.

10. Оценка современного кадрового потенциала РАН

В предыдущем исследовании, выполненном с помощью метода кластеризации результатов количественного опроса академических ученых, была дана оценка, что эффективный научный персонал составляет около 40% от всего научного персонала РАН. Однако опрошенные научные лидеры склонны давать более жесткую оценку - около 20%. Эта экспертная оценка неоднократно звучала в интервью, как в прошлом, так и в настоящем исследовании.

Научные лидеры часто высказывали мысль, что имеющееся академическое финансирование следует сосредоточить именно на этих 20% эффективных ученых или коллективов. При этом многие высказывали мысль, что сделать это не сложно. Однако с нашей точки зрения это и есть ключевая и сложнейшая задача реформирования.

11. Основные постулаты реформирования академической науки

Программа любой реформы должна представлять собой логически обоснованный комплекс мер, базирующийся на ясно сформулированных постулатах. Роль этих постулатов могут выполнять факты, порой неприятные, но неопровержимые, которые бесполезно отрицать.

Сформулируем такие постулаты, основываясь на результатах как данного, так и предыдущих исследований.

1. Российская наука и инновационные научные разработки должны интегрироваться в мировую науку. Фактически на уровне лидеров научных коллективов (лабораторий и других аналогичных подразделений) это уже произошло. Однако на уровне предложений по реформированию или «сохранению» РАН часто звучит тезис о восстановлении научной автаркии, а также восстановлении всего широчайшего фронта научных исследований, который реализовывался в СССР (напомним, что реализовывался без практической пользы для страны).

Однако, с нашей точки зрения, автаркический путь развития российской науки будет для нее катастрофой.

2. Современная РАН представляет собой неэффективную и непрозрачную менеджерскую структуру. Правда, в ее пользу можно сказать, что практически все ученые опасаются ее упразднения или реформирования, полагая, что при любом новом менеджменте ситуация станет еще хуже. Эти опасения вполне обоснованны, но из них следует лишь то, что начинать надо не с реформирования, а с анализа ситуации путем проведения научного, имущественного и финансового аудита и реализации мер по повышению прозрачности этой организации. Можно согласиться с теми учеными, которые предлагают не спешить с принятием радикальных реформистских мер, но это не следует трактовать так, что никакие меры вообще не нужны.

3. Хотя бесприбыльные научные разработки и «чистая» наука имеют право на существование и могут иметь разные источники и мотивировки финансирования, это не может служить оправданием того, что в России не реализуются те многочисленные разработки, которые имеют или могут иметь прикладное значение. Научные лидеры сами говорят, что хотя «чистая» наука в тех или иных объемах финансируется во всем мире, объем финансирования разработок, могущих иметь прикладное значение, во много раз больше. Есть основания предполагать, что в России вопрос стоит жестко: либо наука научится осваивать деньги от инновационных разработок, либо ее не будет вообще.

4. Несмотря на достигнутые в последнее время экономические успехи, в России еще на долгие годы будет сохраняться угроза макроэкономической и политической нестабильности, которая может отразиться на академической науке в виде внезапного урезания финансирования и внезапно принимаемых административных мер, с большой вероятностью спорных или некомпетентных. Хотя в полной мере таких кризисов избежать нельзя, реформируемый состав научных институтов должен иметь определенные механизмы устойчивости на случай возникновения подобных ситуаций.

5. Любые предложения по реформе РАН должны учитывать тот фундаментальный факт, что в России в глубоком кризисе находится институт научной, технологической, экономической и юридической экспертизы. Это означает, что ни сама РАН, ни российское государство, ни сами ученые не могут эффективно реформировать российскую академическую науку. Такие разноплановые примеры, как внедрение ЕГАИС и многократные неудачные пуски ракет «Булава» показывают, насколько в современных условиях недееспособны государственные организации, создаваемые по советскому образцу. Следует оговорить, что в России пока еще есть компетентные научные эксперты, но отсутствует институт экспертизы, то есть институциональные способы привлечения именно этих людей к экспертизе и к выработке решений.

6. Сказанное означает, что без привлечения западных экспертов, а точнее, западных институтов экспертизы, российская наука не может быть эффективно реформирована. Очевидно, именно это имел в виду один из опрошенных экспертов, который сказал, что России нужно импортировать не западных ученых, а западную научную бюрократию.

12. Идея наделения российских научных институтов эндаументами

Положительный и очень важный аспект этой идеи состоит в том, что институт эндаументов способен защитить науку если не от всех, то от многих политических и экономических рисков. Кроме того, преимущество идеи эндаументов состоит в том, что создание такого института финансирования науки позволяет снизить нагрузку на государственный бюджет и одновременно задействовать с пользой объекты земли и недвижимости, которые ныне в России фактически являются бесхозными.

Однако опрос научных лидеров показал, что все они с полным единодушием отвергают эту идею в той форме, как они ее для себя поняли. Фактически они ответили на вопрос, следовало бы наделить эндаументом их лабораторию или институт. Этот ответ был дружно отрицательным. Возражения состояли в том, что ученые не умеют и не хотят заниматься коммерческим управлением недвижимостью, а привлеченные менеджеры все разворуют, да еще и погубят лабораторию (институт). Про попечительские советы столь же единодушно было сказано, что они некомпетентны и быстро коррумпируются.

Однако возражения ученых не означают, что идея эндаументов не может быть реализована в иной, более конструктивной форме. Важная роль эндаументов состоит в том, что на данном этапе только они способны застраховать российскую науку от макроэкономических, политических, а при условии привлечения зарубежного аудита и от коррупционных рисков.

Эндаументами следует наделять фонды, миссией которых должно стать финансирование различных направлений научных разработок с обязательным привлечением международной научной экспертизы и международного финансового аудита.

13. Предложения по реформированию российской академической науки

Формулируемые ниже предложения являются логическими следствиями из сформулированных выше постулатов.

1. Необходим комплексный научный, имущественный и финансовый аудит РАН с привлечением западных экспертных и аудиторских организаций. Необходимо создать пул из западных и отечественных экспертов и аудиторов. Главной целью создания такого аудита являются не репрессивные меры по отношению к кому-либо, а преобразование РАН в современный научно-бюрократический институт (в позитивном смысле этого слова).

2. По-видимому, целесообразно передать весь академический имущественный комплекс в эндаумент РАН с правом его реструктуризации, но только под постоянным контролем международного научного и аудиторского пула.

3. Заключить соглашения с мировыми фондами и другими финансирующими науку организациями о нижеследующем. Россия выделяет этим фондам бюджетные средства и эндаументы, которые должны по решению этих фондов пойти на финансирование российских научных групп. При этом к экспертизе должны привлекаться российские ученые, но не на условиях контрольного пакета их голосов.

4. На аналогичных условиях создавать российские научные фонды с российским контрольным пакетом голосов, но с обязательным привлечением западных экспертов и под контролем западных аудиторских фирм. Необходимо, чтобы российские ученые имели возможность обращаться в большое число различных финансирующих организаций с различной специализацией и различными миссиями.

5. Российской академической науке необходимо активно участвовать крупных международных научных и научно-технических проектах, направляя в них достаточно большие бюджетные средства при условии предоставления пропорциональных кадровых квот для российских ученых и осуществления части научных инвестиций на территории России.

6. Необходимо создавать условия для развития в России инновационных производств со смешанной структурой собственности, с привлечением западных партнеров. Конкретная программа реализации данного пункта требует проведения отдельных исследований и отдельных разработок.

7. Необходима реформа высшего образования как отрасли, смежной по отношению к академической науке. Однако контуры этой реформы сегодня не ясны. Требуется специальное исследование.

8. Хотя это частность, но для развития российского рынка научно-прикладных разработок требуется реформа российского патентного права с целью приведения его к мировым стандартам. Сегодня российские ученые говорят, что получать российский патент - это бессмысленная трата времени.

За рамками сформулированных выше предложений находятся гуманитарные академические науки, а также научно-технические разработки военного назначения.

По разработкам военного назначения необходимо проводить специальные исследования и формировать отдельные предложения. Но в целом необходимо масштабное рассекречивание российских научных и технологических разработок с заменой секретности на патентную защиту.

Опубликовано на Полит.ру:

http://www.polit.ru/science/2007/05/29/rasref.html